label index  ▪  name index jukebox  ▪  lightbox  ▪  memberlist  ▪  help  ▪  about this site  ▪ russian

Home > Favorite Record

Featured  |  Last Comments  |  Search


on other languages:

Компания «Фаворит Рекорд»

В книге Анатолия Ивановича Железного “Ваш друг - грампластинка” имеется всего один абзац, посвящённый этой фирме, поэтому я приведу его полностью:

“Фаворит Рекорд” - правление общества и фабрика грампластинок находились в Ганновере. Записью и выпуском пластинок с русским репертуаром руководил М.Пушетт, контора которого была в Варшаве. Записи выполнял инженер-звукотехник Биркган. Общество “Фаворит Рекорд” было единственным, указывавшим на этикетке день, месяц и год выполнения записи. В дальнейшем оно влилось в граммофонный концерн Карла Линдштрома. [4]

Этот же абзац, почти слово-в-слово повторен в описании фонда “Фаворит Рекорд”, приведённое на сайте Российского государственного архива фонодокументов [5]. До недавнего времени это, видимо, была единственная информация, доступная российским читателям. Ситуация значительно улучшилась после опубликования в 2005 году фундаментальной работы П.Н. Грюнберга “История начала грамзаписи в России”, в которой фирме “Фаворит Рекорд” автор уделил почти две страницы. Тем не менее, в зарубежных изданиях опубликовано много дополнительной информации, не вошедшей в это издание.

Исторические данные о начале существования компании приведены в книге известного чешского исследователя Габриэла Гёссела (Gabriel Gössel) “Фонограмма 2 / Путешествие к началу истории записанных звуков” [8]. Он пишет: “Компания Schallplatten-Favorite GmbH (сокращенно Фаворит Рекорд), занимавшаяся производством грампластинок, была основана в Ганновере и занесена в реестр компаний в начале 1904 года. Основной капитал компании составлял 300 000 марок. Первыми владельцами компании значились Отто Мултаупт (Otto Multhaupt) и Фриц Киндерманн (Fritz Kindermann).

Подобно большинству немецких грамофонных производств, возникших в это время, фирма быстро расширилась на всю Европу, а так же на страны Ближнего Востока, Азии и Африки.”

Как пишет на страницах своего сайта Майкл Томас (Michael Thomas) [9], поставки в Англию начались в 1908 году, а вот в Россию компания пришла намного раньше. В своей книге П. Н. Грюнберг приводит следующие данные: “В русской повременной печати первое упоминание о “Фаворите” встречается в журнале “Свет и звук” уже в ноябре 1905 г.

Через год “Граммофон и фотография” сообщает, что у “Фаворита” в Берлине “работают бывшие инженеры компании “Граммофон” [1]. Позднее “Граммофонный мир” называет “главного представителя для России” М. Пушета и его адрес: Варшава, Налевки 2, Пассаж Симсона [2]. Там же в рекламе указаны имена русских артистов, записанных на пластинки Фаворит Рекорд.” [3]

В каталоге выставки “Когда в нас врежется комета - из истории Говорящих Машин” (Až kometa šlehne nás), проходившей в Праге в конце 2003 – начале 2004 года, Габриэл Гёссел поместил большую главу, посвящённую компании Фаворит Рекорд. Вот как он объясняет “секрет её долголетия”: “Благодаря многочисленным соглашениям между Фаворит Рекорд и ее конкурентами, прежде всего компаниями печатающими грампластинки, такими как "Анкер", "Бека" и "Лирофон", Фаворит Рекорд сумела продержаться в бизнесе в течение четверти столетия, хотя её репертуар и не отличался наличием “бессмертных” творений” [7]. Что ж, как говориться “Хочешь жить – умей вертеться”.

“Первые грампластинки Фаворит Рекорд были диаметром 18 см и имели запись только с одной стороны; на незаписанной стороне прямо в шеллаке было отпечатано крупным шрифтом название фирмы и “звездный мотив”. В 1906 фирма перешла на выпуск двусторонних пластинок диаметром 25 и 30 см. Рекламные материалы компании Фаворит 1911 года утверждают, что к этому времени уже было записано более 60 000 матриц, и что существующие каталоги для различных стран насчитывали 22 000 нименований. Скорее всего эти числа были сильно преувеличены. Но с другой сторны, почти невозможно узнать какие – и сколько – записей из обширного общего числа, были предназначены для аудиторий Египта, Турции или Индии.”[7]

В русском каталоге 1910 года [6] приведены всего 1014 наименований. Вот их раскладка по обобщённым категориям:

КатегорияКоличество
наименований
Баритоны50
Басы38
Духовное пение26
Дуэты10
Комические сцены44
Контральто36
Куплеты, рассказы и русские песни164
Оркестры248
Песни каторги6
Соло на инструменте76
Сопрано86
Теноры60
Хоровое пение123
Художественный свист12
Цыганские песни25
Шансонетки10

Кстати, в фондах Российского государственного архива фонодокументов [5] имеется всего 30 грампластинок Фаворит Рекорд. Из Российского репертуара в оперном жанре они выделяют записи: М.И.Вавича (бас) (ария из оперы Ш.Гуно “Фауст”); А.М.Давыдова (тенор) (ария из оперы Ж.Галеви “Жидовка”); З.М.Мамоновой (сопрано) (ария из оперы Дж.Верди “Риголетто”); Л.М.Сибирякова (бас) (арии из опер А.Бойто “Мефистофель”, Ш.Гуно “Фауст”).

Русские романсы звучат в исполнении Н.А.Большакова (тенор) (“Вернись”, “Ты мое утро”); М.И.Вавича (бас) (“Ангел”, “Ночи безумные”); А.М.Войцеховского (тенор) (“Не забуду ночи той темной”, “Уголок”); А.М.Давыдова (тенор) (А.Т.Гречанинова “Колыбельная”); Л.М.Сибирякова (бас) (“Черные тучи”, Ю.М.Слонова “Прощальное слово”); Н.А.Шевелева (баритон) (А.Т.Гречанинова “Узник”).

Церковная музыка звучит в исполнении духовного хора лейб-гвардии Литовского полка. Это произведения А.Ф.Львова “Благослови, душе, моя” и П.И.Чайковского “Милость мира”.

“Понятно, что наибольшая часть европейских записей предназначалась для немецкоговорящих стран.”- продолжаю цитировать Габриэла Гёссела – “Множество немецких и австрийских комиков, йодлей, духовых военных и крестьянских оркестров, с баварским и другими диалектами различимыми в вокальных партиях, были записаны до 1910 года. Начиная с 1910 на этикетках этой фирмы, особенно на предназначенных для классической музыки этикетках “Фаворит Люкс Рекорд”, можно разыскать несколько довольно интригующих записей известных оперных и концертных звезд.

После 1912 этикетка Фаворит Рекорд была существенно изменена. Ей был придан более привлекательный живописный вид: изображение верхового всадника, держащего в руке грампластинку Фаворит Рекорд.

Торговая марка Фаворит Рекорд прекратила сущестование в 1926 году. Позже, некоторые записи были переизданы под торговой маркой "Бека". Так же, матрицы Фаворит Рекорд часто печатались множеством других компаний.”[7]

В ещё одной фундаментальной работе, подготовленной “Обществом Исторических Звуконосителей Франца Лехлейтнера” (Franz Lechleitner, Gesellschaft für Historische Tonträger), Германия приведено исследование системы каталожных и матричных номеров.

“Фирма Фаворит Рекорд использовала систему, очень похожую на ту, что применялась компанией "Граммофон". Каталожный номер также состоял из цифрового кода, однако у Фаворит Рекорд он имел другую структуру: цифра на первом месте являлась индикатором размера. Далее через дефис шёл сам каталожный номер, который как правило пятизначный. Первая цифра обозначает язык, на котором исполнялось произведение, вторая классификационный вид произведения, (который с небольшой натяжкой можно назвать жанром – прим. переводчика). Три оставшихся номера заполнялись порядковыми номерами по каждому жанру.

НАПРИМЕР, 2-35003 Luria, Берлин 10.4.1906
2... 12“ диск, 3... на итальянском языке и 5... мужское сольное пение.”[10]

Сходство систем каталожной нумерации Фаворит Рекорд и акционерного общества "Граммофон" так же отмечает П. Н. Грюнберг и приводит аналогичные данные. [3]

Цифровый префикс перед каталожным номером обозначал формат грампластинки в соответствии с нижепреведённой таблицей:

ПрефиксРазмер грампластинки
07“ дюймовый диск (миньон).
Ради простоты 0 пропускался, в половине случаев вместе с дефисом.
110“ дюймовый диск (гранд)
212“ дюймовый диск (гигант)

Список языков (первая цифра каталожного номера):

НомерЯзык призведения
0Франция
1Германия
2Австро-Венгрия
3Италия
4Испания
5?
6Англия
7Россия
8Швеция (возможно, вся Скандинавия)
9?
10Венгрия и Чехия (с 1908 г.; до этого времени записи, выполненные
в Будапеште, входили в Австро-Венгрскую группу, в Праге – в Русскую

Список категорий записи (вторая цифра каталожного номера):

НомерКатегория
0Художественный свист
1Оркестр
2Оркестр
3Оркестр
4Инструментальное произведение
5Мужское сольное пение
6Женское сольное пение
7Куплеты, декларация
8Куплеты, декларация
9Хоровое пение, дуэты

Когда все порядковые номера были израсходованы, к каталожному номеру прибавлялась либо буква “x”, либо цифра нуль (0).

А вот исследование матричной сиситемы, произведённое “Обществом Исторических Звуконосителей Франца Лехлейтнера” [10] “Матричные система тоже существует, и тоже сильно напоминает ту, что использовалась компанией Граммофон. Как правило матричные номера состоят из хронологически увеличивающегося числа за которым следует дефис и строчная буква. На некоторых ранних дисках можно дополнительно найти приставку в виде буквы или последовательности букв.

Вот ключ к этой организационной системе: Каждый звукотехник, как правило, получал 4 последовательные строчные буквы соответствующие определённым форматам 7“, 10“, 12“ и 103/4“. Буквы предназначались для распознавания принадлежности записи. Он также должен был начать и продолжать 4 независимые серии номеров - по одной на каждую букву. После его увольнения из компании, назначенные ему серии прекращались.

Префикс:BОтто Биркхан (Otto Birckhahn)
MptОтто Мултаупт (Otto Multhaupt)
SМакс Биркхан (Max Birckhahn)

Таблица серий матричных номеров:

Буквенный кодИмя звукотехникаПериод использования
7“10“12“103/4  
abC(d)Отто Биркхан (Otto Birckhahn)1904 - 1913
efG(h)Отто Мултаупт (Otto Multhaupt)ca 12/1904 - 31.12.1906
(j)kL(m)Джузеппе Джидино (Giuseppe Gidino)1911 - 1912
no*PqМакс Биркхан (Max Birckhahn)1905 - 1918
stW(?)Ганс Ф. Винкель (Hans F. Winkel)?1908 - 1913
(?)xY(?)Билли Витлок (Billy Whitlock)1913
 xx**  19131913
 ly   1913

* o - серия непрерывно продолжалась и после влияния в граммофонный концерн Карла Линдштрома, но разумеется уже без знака „o“. Однозначный признак того, что Макс Биркхан являлся ведущим этой серии, был обнаружен на пластинке с каталоговым номером 1-24245/6 и матричными номерами 16 082Bhn / 16 083Bhn, записанными в Вене в 1918 году.

** xx - назначение этой серии еще однозначно не выяснено. Существует предположение о том, что она связана с матрицами фирмы "Дакапо".

На зеркале (пространстве между последней канавкой и этикеткой), кроме вышеупомянутых каталожных и матричных номеров, можно ещё обнаружить и один их 4 символов: I, IOI, III, II, которые по всей видимости являются индикаторами различных штамповочных мтариц одного и того же негатива.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 20

На некоторых пластинках посередине этикетки с правой сторны (в положении 3-х часов) указана дата записи, которая иногда приведена в обыкновенном формате, принятом в Европе, а иногда справа – налево и по-арабски (т.е. . . = 21.5.10 надо читать как 01.5.1912) Значения всех символов можно найти в вышеприведённой таблице.

Поскольку фирма Фаворит Рекорд в 1913 году большей частью, а в 1915 окончательно перешла во владение граммофонного концерна Карла Линдштрома, записи этой компнии можно встретить на лэйблах, имевших тесные связи с этим концерном, в частности на грампластинках американской "Колумбии" и "Одеон".”[10]


Список используемой литературы:

1.Граммофон и фотография, 1906, Август. с.10.
2.Граммофонный мир, 1910, № 2. 15 Апреля с.2.
3.Грюнберг, П. Н., История начала грамзаписи в России, c.151
4.Железный, А.И., Наш друг – грампластинка. Записки коллекционера. Киев, "Музычна Украiна", 1989, ISBN 5-88510-048-9, с.83
5.Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД). Фонд “Фаворит Рекорд”.
6.Русскiй Каталог Двухстороннихъ Пластинокъ Акц. Общ. “Фаворитъ Рекордъ”
7.Gössel, Gabriel Až kometa šlehne nás. Výstavní síň Mánes, Praha, 7.11.2003–15.2.2004, p.26
8.Gössel, Gabriel Fonogram 2 / Výlety k počátkům historie záznamu zvuku. Praha Radioservis, 2006, ISBN: 80-86212-44-0, p.402
9.Thomas, Michael. Labels
10.Franz Lechleitner, Gesellschaft für Historische Tonträger. Redaktionelle Mitarbeit: Michaela Brodl, Christiane Hofer, Gerda Lechleitner, Michael Meier und Ernst Weber

Юрий Берников


About this siteTerms of UsePrivacy StatementLinksContact UsGuestbook