указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > Атис Гунивалдис Бертыньш

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


История латышских грампластинок

Часть первая (1903 – 1944)

Издательство SIA VESTA-LK „Laika grāmata”, Рига 2015, 368 стр.

Содержание:

Из истории грампластинок:

Шарль Кро. Томас Алва Эдисон. Эмиль Берлинер. Шеллак. Граммофоны, патефоны. Пишущий Амур прилетает в Рижскую фабрику Общ-ва Граммофон с огр. отв.

Латышские записи. Дискография пластинок:

His Master’s Voice (1911 - 1913). Pathé (1908 – 1911), Метрополь Рекордъ (1911 -1913), Stella Koncert Rekord (1913), Lyrophon (1910), Gramophone Record (1903 – 1915), Zonophone Record (1903 – 1911).

Очерки о  композиторах и певцах. Обзор репертуара

Раздел: Латышские грампластинки после Первой мировой войны (1922 -1940).

Дискография:

His Master’s Voice (1928 – 1934), Vox (1922 – 1924), Odeon (1927 -1933), Parlophon (1928 – 1931), Polydor (1928 -1933), Kristall (1929 -1931), Tri Ergon (1928 – 1932), Homocord/Homophon (1926 -1936), Adler Electro (1930), Bonophon/Record Electro (1933 – 193?).

Предприниматель Янис Виестурс и его фабрика грампластинок в Риге с 1929 года с разными этикетками

На пластинках Виестура напечатаны также и русские записи: П. Петрович, Мария Гартман, Вл. Неплюев, К. Сокольский и др.

Раздел Bellaccord Electro (1931 – 1944).

История фабрики, основатель фабрики Хелмарс Рудзитыс. Производство пластинок. Знаменитые певцы и певицы. Анализ репертуара.

Тематический обзор: песни о родной земле, о девушках, о реке Гауя, солдатские песни, романтика любви, народные песни, звуки джаза…

Каталог пластинок по заказным номерам (3001 – 4058). Представляются записи на латышском, немецком, русском языках. По каталогу можно узнать, что на пластинках Беллакорд напевали, например, Марис Ветра, проф. Паул Саксс, Александр Янковский, Пётр Лещенко, Владимир Неплюев, Казачий хор под упр. Т. Сладкова, Константин Сокольский, что играли Сэм Баскини и его джаз-оркестр «Симфония», цыганский оркестр Жана Гулеско, как звучали композиции Оскара Строка в исполнении разных артистов того времени… На Беллакорде записано множество произведений известных композиторов, таких как: В.А. Моцарт, Д. Верди, Дж. Пуччини, Ф. Шопен, П. Чайковский, И. Дунаевский, Э. Григ и др. Неизвестными остались 25 номеров заказа, которые, видимо, не были выполнены в связи с национализацией фабрики в 1940 г.

В конце первой части имеются сведения о пластинках Латвийского радио, которые были уничтожены во время войны и о сохранившихся пластинках Draloston с уникальной исторической записью 30-х годов.

Имеется обзор этикеток и обложек грампластинок.

История латышских грампластинок

Часть вторая (1945 – 2015)

Издательство SIA VESTA-LK „Laika grāmata”, Рига 2017 328 стр.

Содержание:

Латышские грампластинки после Второй мировой войны в Латвии. Рижская фабрика грампластинок. Bellaccord Electro продолжает работу (1945 – 1949), РЗГ-RSF Bellaccord (1949 – 1950).

Рождение латышской эстрады. Последние пластинки с оборотом 78 (1950 --1964). РЗГ-RSF Baltija (1956 – 1958). Появляется винил. Первые долгоиграющие пластинки Лиго, Мелодия. Дискографии.

Разделы по содержанию: Камерный хор Ave sol. Исторический орган. Народная музыка. РЗГ с точки зрения журналистов. Солисты и композиторы на пластинках Мелодии. Эстрада и джаз. Маэстро Раймонд Паулс. Певцы: Янис Заберс, Янис Спрогис, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Маргарита Вилцане и многие другие.

Раймонд Паулс
Лайма Вайкуле
Лариса Мондрус

Далее следует обзор производственной фирмы Ритонис – RiTonis (1990 – 2001) созданной на основе РЗГ Мелодия, рассказы о легендарном народным певце Э. Розенштраухе и о двух слепых народных музыкантах. Обзор этикеток и обложек грампластинок. Статья о возрождении виниловых пластинок.

Очень интересным является рассказ об одной старой песне, по мелодии которой звучит разные варианты песни на 9 языках мира. Поиски происхождения мелодии ведет к русскому романсу "Накинув плащ с гитарой под полою", но не только…

Последняя часть книги посвящена грампластинкам, изданным латвийскими эмигрантами после Второй мировой войны в США, Швеции, Германии, Австралии, Канаде (1945 – 1991). За это время там выросло новое поколение композиторов и исполнителей, которые свое творчество записывали на грампластинках разных латышских и американских фирм.

В заключении книги я представил свое мнение о роли и значении грампластинки в жизни человека. Книга распродана, но доступна в библиотеках, в некоторых музеях и архивах Латвии.

Атис Гунивалдис Бертыньш,
коллекционер грампластинок с 1946 года.
14.10.2019


О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая