Ленинградская фабрика граммофонных пластинок Ленмузтреста
Фабрика располагалась в глухой части Васильевского острова (Кожевенная линия, д. 23). Находилась в ведении ленинградского Музтреста, до 1937 года включительно наименование этого учреждения присутствовало и на этикетках пластинок. Кроме того, фабрика подчинялась Ленинградскому областному управлению местной промышленностью (ЛОУМП), что также указывалось на этикетках. По данным справочников «Весь Ленинград», фабрика имела три отдела (коммерческий, мельничный и технического контроля), четыре цеха (звукозаписи, гальванный, прессовой и механический), лабораторию. При фабрике находилась и типография, печатающая этикетки и конверты. В 1935 году управление фабрики находилось на Пушкинской улице, д. 10. Позже переехало на Кожевенную линию.
Первые диски фабрики вышли в свет ориентировочно в 1935 году. Это были переписи с зарубежных пластинок, звуковых дорожек кинофильмов (например, номера из к/ф «Петер»), тонфильмов (речи С. М. Кирова).
В первые годы работы фабрики количество оригинальных (ленинградских) записей было невелико. Резкое увеличение их числа наблюдается с 1937 года, очевидно, в связи с устройством собственной студии. На пластинках выходят записи корифеев Кировского и Малого Оперного театров, Ленинградской Государственной филармонии, выдающихся детских писателей (С. Я. Маршака и К. И. Чуковского), эстрадных артистов (Е. Б. Флакса, К. И. Шульженко и В. Ф. Коралли, И. Д. Юрьевой и др.) и джаз-ансамблей (Г. В. Ландсберга, Л. Дидерихса, А. В. Семенова, Я. Б. Скоморовского).
В 1939-1941 годах на пластинках была выпущена серия танцевальных записей оркестра фабрики (фамилия дирижера на этикетках почему-то не указывалась). Как и в первые годы работы фабрики, продолжается копирование зарубежных пластинок, к которым присоединяются и популярные московские новинки. Некоторые диски были изданы с матриц Грампластреста (1937-1939 года) и Московской Экспериментальной фабрики (записи Л. О. Утесова и Л. А. Руслановой). В случае износа московской матрицы, на фабрике изготовлялась собственная (путем переписи нужной пластинки), ей присваивался московский номер.
В 1940-1941 годах фабрика выпускает небьющиеся гибкие диски.
С началом Великой Отечественной войны, а вскоре и блокады, фабрика прекращает запись и тиражирование грампластинок. Последняя из ныне известных записей – № 3021 танго «Сказка» в исполнении оркестра фабрики грампластинок.
Пластинки с матриц фабрики в довоенное время печатались ленинградской артелью «Грампластмасс», свердловским областным трестом по кинофикации.
Часть матриц 1940-1941 года уцелела, пластинки с них в первые послевоенные годы печатали Ленинградская экспериментальная фабрика и промышленный комбинат Свердловского района Ленинграда.
В послевоенные годы здание фабрики попало на территорию Балтийского завода. До наших дней оно не сохранилось.
Часть записей фабрика выпускала по спецзаказам. Это переписные диски 1936 года Петра Лещенко, Александра Вертинского и других артистов-эмигрантов (предназначались для партийной элиты Ленинграда), тестовая пластинка для определения АЧХ звукоснимателя.
Практически все записи фабрики выполнялись дважды, записывались они подряд. Поэтому у оригинальных записей обычно имеется по два варианта исполнения. Варианты могли тиражироваться в разные годы (в т. ч. с разными оборотами) или на разных предприятиях.
Система нумерации грампластинок фабрики имеет ряд особенностей. На разных этапах функционирования фабрики количество номеров каждой из сторон менялось. Так, в 1935 году номер был только один – он указывался внизу этикетки. В 1936 году количество номеров увеличилось до трех. Первый номер – матричный, он располагается только на зеркале пластинки. Второй номер – каталожный, он располагается на этикетке и зеркале. Третий номер – разрешение Ленреперткома, располагается на этикетке.
Каталожный номер пластинок 1936 – первой половины 1939 года несет в себе информацию о репертуарной группе записанного произведения. Она обозначена числом от 1 до 14. На пластинке с записями С. Ш. Иртлач № 2545 «Я не скажу тебе» и № 2547 «Где б мне с милым повстречаться» репертуарная группа обозначена буквой Д. Часть пластинок 1936 года (в т. ч. из спецзаказа с записями Лещенко и др.) репертуарная группа обозначена буквой Н. Вполне возможно, что существуют пластинки, у которых репертуарная группа обозначена другими буквами.
Расшифровка репертуарной группы пластинок фабрики представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Номер репертуарной группы
Репертуарная группа
1
Записи политического характера
2
?
3
?
4
Камерные вокальные и инструментальные записи
5
Балет
6
Народные песни
7
Опера
8
Оперетта
9
Массовые советские песни
10
Патриотические песни
11
Эстрада
12
Записи для детей
13
Песни народов мира
14
Переписи тонфильмов, записи песен из кинофильмов
После номера репертуарной группы (если он вообще имеется) через дефис на этикетке и * на зеркале идет непосредственно цифровой каталожный номер пластинки. У пластинок из спецзаказа 1936 года каталожного номера нет. Вместо него на зеркалах пластинок напечатана буква К. После каталожного номера через дефис на этикетке и * на зеркале указана буква, обозначающая сторону (A или B). Пластинка, стороны которой изначально были предназначены для спарки, имеет один и тот же цифровой каталожный номер и разные буквы на сторонах. В противном случае, по какой-то причине матрицы были перетасованы. Некоторые популярные произведения записывались на пластинки неоднократно. Обычно записи одной и той же вещи разных лет (переписи с одной и той же пластинки или записи одного и того же исполнителя) имеют одинаковый каталожный номер (но разные матричные, разница более 2 номеров).
Номер разрешения Ленреперткома указано аббревиатурой ЛРК и непосредственно номером. Иногда номер ЛРК брался дважды на одно и то же произведение, записанное в разные годы.
Следует отметить, что у ранних пластинок фабрики каталожные группы обозначались буквами (см. таблицу 2), перед номером разрешения шла аббревиатура Р (а не ЛРК).
Таблица 2.
Буквенное обозначение репертуарной группы
Репертуарная группа
А
Камерная музыка
B
Эстрада
C
Опера, балет, оперетта (?)
Д
Записи политического характера
В нижней части этикеток пластинок 1937 – первой половины 1939 года указывалось некое подобие ценовой литеры («Р», «КН», «ПР»). Точно расшифровать «литеры» пока не удалось. Следует отметить, что «Р» указывалась на эстрадных пластинках; «КН» на дисках с записями классики, народных песен, советских массовых песен; «ПР» - записях политического характера. Со второй половины 1939 года фабрика начинает использовать четыре общепринятых ценовых литеры: А (для политических записей), Б (для записей классической музыки, разговорного жанра), В (для записей советских массовых песен), Г (для эстрадных и опереточных записей).
Датировка пластинок фабрики затруднена по нескольким причинам. В частности, это недоступность (в случае сохранности) журнала регистрации записей, малое количество оригинальных ленинградских фонограмм, к которым можно привязать точную дату записи (например, песни из только что вышедшего кинофильма). Условная датировка пластинок фабрики по матричному номеру представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Матричный номер
Год
1…~ 200
1935
~ 201… ~ 500
1936
~ 501…~ 1200
1937
~ 1201…~ 1800
1938
~ 1801…~ 2180
1939
~ 2181…~ 2700
1940
~ 2701…3021, …?
1941
Ленинградская фабрика граммофонных пластинок в довоенные годы являлась крупнейшим производителем музыкальных дисков в городе на Неве. Поиск, сохранение и популяризация звукового наследия фабрики – важное дело для культуры Ленинграда-Петербурга и всей России.