label index  ▪  name index jukebox  ▪  lightbox  ▪  memberlist  ▪  help  ▪  about this site  ▪ russian

Home > . . > . . > Ukrainian Chorus Trembita

Featured  |  Last Comments  |  Search


Ukrainian Chorus Trembita [Hits: 20284]
Discuss on forum [0]

"От Бучача до Детройта"
(К 50-летию дирижерской деятельности КИРИЛЛА Цепенда)

В 1934 году Кирилл Цепенда, молодой гимназист, поступил в тамбурицовый оркестр при Марийской Дружине, и, имея музыкальное дарование и знание инструментов, вскоре стал руководителем этого оркестра в Бучаче. После шестого класса перешел в гимназию в Теребовле, где руководил струнным оркестром при Марийской Дружине, и, кроме того во время летних каникул руководил хором при читальные Просвита в родовом селе Джуринна Подолье, где родился 24-го декабря 1914 года. С этим хором, между прочим, получил первое место на уездном конкурсе хоров в Черткове.

После окончания гимназии в 1937 году, уехал во Львов для продолжения музыкального образования, а чтобы содержать себя и оплачивать обучение, руководил различными хорами, например, хором Ремесленной школы на ул. Пасечной в Лычакове и Бартосивне, в читальне Просвита в Замарстинове и Лычакове, хором Ремесленного товарищества "Заря", хором Народной Торговли т.д. Такое было начало Кирилла Цепенды в музыке и дирижерстве.

Трудолюбие, юность, амбиции, личная культура, желание достичь музыкального совершенства были теми чертами, которые уже тогда имел Кирилл Цепенда и которые помогали ему нырнуть в омут труда и неопределённости музыкальной карьеры. Полвека спустя на пути жизни все эти черты дополнились более грубоким музыкальным образованием, полувековой практикой руководства различными хорами, оркестрами и стали фундаментом, на котором Кирилл Цепенда развернул свою деятельность. Должен еще подчеркнуть одну важную и весьма положительную черту Кирилла Цепенды, а именно то, что у него нет т.н. профессиональной зависти, и он каждому дирижеру или вообще какому-либо артисту всегда отдает должное признание и понимает их проблемы, которые были и будут в мире украинских хоров, оркестр. ансамблей или индивидуальных артистов. Это я имел возможность неоднократно наблюдать при различных наших встречах.

Невозможно в рамках газетной статьи даже поверхностно рассказать о полувековой деятельности такого трудолюбивого человека как Кирилл Цепенда, но нужно хотя бы подчеркнуть главные моменты этой деятельности.

В 1938 году К. Цепенда поступил в Музыкальный Институт им. Николая Лысенко во Львове, где изучал хоровой дирижерство у проф. Николая Колессы, теоретические предметы у проф. Зенона Лысака, Станнслава Людксвича, д-ра Бориса Кудрика, д-ра Василия Витвипкого, а сольфеджио у проф. Р. Любинсцкого. В это время также руководил хором филиала украинской гимназии на ул. Пекарской. С этим хором он получил первое место среди школьных хоров Западной Украины.

Кирилл Цепенда
В 1941 году, как Стипендиат КОДУСУ, уезжает в Вену для продолжения музыкальных занятий, где, между прочим, руководил хором при церкви св. Варвары (в то время профессор А. Гнатишин находился на обучении в Берлине), а также хором Общества "Сич". Со студенческим хором ездил на выступления в г. Граца и принимал участие в различных симпозиумах общества "Сич". По приглашению студенческой общины из Данцига хор точарищества "Сич" отправился в турне по Данцигу, Гдыне и Кенигсбергу и там устраивал концерты для наших (американских – прим. переводчика) военных, находившихся тогда на побережье Балтийского моря. Встречи с нашими воинами и проживающими там украинцами были душевные и полные эмоциональных переживаний.

Коли речь пошла об эмоциях, то видно, что их не хватало Кириллу Цепенде, и он решил жениться на пане Рома Гулина в Вене в 1945 году. В конце того же года уехал с женой и небольшой группой студентов в Мюнхен, где по инициативе находчивого закарпатца М. Купчика вновь организовал хор и дал ему название "Трембита" - название своего первого хора из родного села. С этим хором дал огромное количество концертов для украинцев, находившехся в разных лагерях американской зоны, а также целый ряд концертов для солдат и офицеров 8-й Американской Армии. Нетрудно представить себе переживания во время таких выступлений в помещениях лагерей, где "кипела" работа, где люди лихорадочно искали друг друга после долгой разлуки, где царила атмосфера и надежда скорого возвращения на родные земли. В этих обстоятельствах каждое выступление, каждый концерт был незабываемым событием как для исполнителей, так и для публики. (Это могу подтвердить по личному опыту во время выступлений с капеллой бандуристов имени М. Леонтовича в Германии под руководством известного кобзаря Маэстро Григория Назаренко). Такая ситуация продолжалась несколько лет до момента массового уезда украинцев в разные страны мира.

Маэстро Кирилл Цепенда уехал с женой в США в 1949 году. Здесь он решил работать с украинцами при нашей Церкви в Ансонии, а чтобы быть в определенной степени независимым в выполнении своей работы, по совету о. Дмитрия Гулина, своего тестя, обратился к о. Антону Борс, чтобы изучить новую "профессию" дьяконства. Над этой делом он работал основательно, и имея хороший голос, музыкальное знания, это давалось ему не так то уж трудно. По истечении некоторого времени он изучил 8 Воскресных гласов, тропари, кондаки, Богородичные прокимены, гласн-самогласные, болгарские, подобные и самоподобные, Парастас, Вечернюю Утреню, Литургию Преждеосвященных Даров, Воскресну и Иерусалимскую утреню, Молебны и другие. В присутствии упомянутых уже отцов, сдал экзамен по своему знанию и получил свидетельство. С того времени начался новый период жизни Маэстро К. Цепенды. В 1952 году переезжает из Ансонии в Рочестер, штат Нью-Йорк, а два года спустя о. д-р С. Кнап при посредничестве В. Тисовского пригласил Кирилла Цепенда на работу директора хора и учителя музыки в приходской школе при церкви св. Иоанна Крестителя в Детройте. И здесь после стольких переездов маэстро Кирилл Цепенда окончательно пустил свои семейные корни и уже жил постоянно. За 30 лет пребывания в Детройте он работал в различных областях. С 1957 года почти 20 лет, руководил большим смешанным хором "Трембита", с которым дал целый ряд концертов и записал грампластинки. Некоторое время дирижировал женской капеллой бандуристок; почти 11 лет (1973 -1983) успешно вел радио передачу "Голос Украины" (Гомін України). Кроме этого организовал и руководил мандолиновым молодежным оркестром "Радуга" из 40 человек, с которым также записал грампластинки. Недавно принял участие в организации концерта для пострадавших наших братьев в Югославии организовав концерт, вся прибыль с которого перечислена в строительство украинской католической церкви в чудодейственном Лурде. Сейчас К. Цепенда работает над изданием песенника популярных песен, хорового репертуара и т.д. Все упомянутое, а еще больше неупомянутого в жизни Маэстра Кирилла Цепенды, этого заслуженного дирижера и хорошего музыканта, является доказательством большого трудолюбия, важной общественной работы.

Однако, если свести или скорее подытожить проделанную работу на поле хоровой музыкальной деятельности Маэстро К. Цепенды, то она прошла и наиболее проявилась в украинских католических церквях, где он руководил около 40 хорами. Записал 7 грампластинок. Одним из таких хоров является "Боян ", с которым он часто выступает на приходских и общественных собраниях. Он может с гордостью и внутренним удовлетворением встречать свой золотой юбилей, 50-летие служения Украинской Церкви, Украинской песне-волшебнице и украинскому обществу из Джурина, Бучача, из Львова, Данцига, Вены, Граца, Мюнхена, Ансонии, Рочестера, десятков разных городов на разных континентах, где он выступал со своими хорами или оркестрами, вплоть до Детройта. Человек удачи, большой любви к родной песне и искусству, провел большую и положительную и нужную работу с нашими хорами с многочисленной молодежью для нашего общего блага.

Провести полвека на "фронте" украинской художественной деятельности - незаурядная вещь, потому что эта деятельность никогда не была легкой и, вероятно, никогда не будет, но в конце концов ...бороться - значит жить... По этому случаю и приближающегося Вашего 70-летия, поздравляю Вас и Вашу уважаемую супругу госпожу Рому, которая вот уже скоро 40 лет вам Помогает. Дети Игорь и Татьяна могут быть горды за свою отца. Украинская диаспора большого Дитройта и вообще украинцы, где бы они ни проживали, должны быть благодарны маэстро К. Цепенды.

Владимир Луцив

Опубликовано в газете "Свобода", 22 мая 1984 года.

Перевод с украинского Юрий Берников
 
 
Cat No▲
(Mx/Ctr No)
TakeTitle Name (Composer)Artist(s), AccompanimentRec Date
Rec Place
Press Date
Label(s)Order No
[xRef Nos]
Files
UCH 301-A
(6556)
ukrainianukranian choir
But the little hands are in pain (Та болять ручки), song (Alexander Koshetz)
Ukranian Choir Trembita, Conductor Kirill Tsependa, Solo by Siletsky and PolishchukUkrainian Chorus Trembita301
UCH 301-B
(6557)
ukrainianukranian choir
Oh, dawn (Ой, зiйшла зоря), song (M.Leontovich)
Ukranian Choir Trembita, Conductor Kirill Tsependa, Solo by Michael Minsky and SiletskyUkrainian Chorus Trembita301
UCH 302-A
(6558)
ukrainianukranian choir
Hubbub of the village (Гомiн села) (Gnatishin)
Ukranian Choir Trembita, Conductor Kirill Tsependa, Solo by Michael Minsky and SiletskyUkrainian Chorus Trembita302
UCH 302-B
(6559)
ukrainianukranian choir
The Neighbor Girl (Сусідко), folk song
Ukranian Choir Trembita, Conductor Kirill Tsependa, Solo by Michael Minsky and SiletskyUkrainian Chorus Trembita302
UCH 303-A
(6560)
ukrainianukranian choir
Song medley (Вязянка пiсень) (Davidovsky)
Ukranian Choir Trembita, Conductor Kirill TsependaUkrainian Chorus Trembita303
UCH 303-B
(6561)
ukrainianukranian choir
Kolomiyka (Коломийка), kolomyjka (arr. Gnatishin)
Ukranian Choir Trembita, Conductor Kirill Tsependa, Solo by Priples and TisovskyUkrainian Chorus Trembita303
  Playback speed 0 RPM, duration 0
 
Filter: 

About this siteTerms of UsePrivacy StatementLinksContact UsGuestbook