Небольшое грамофонное общество «Полякин и Сыновья» действовало с 1910 по 1914 годы [1]. Фирма начинала свою деятельность в Берлине, выпуская пластинки с русским репертуаром с матриц, выкупленных у немецких фирм «Стелла», «Бека» и др.
Судя по сохранившимся экземплярам грампластинок, в деле копирования чужих записей фирма достигла определённого совершенства: на этой пластинке совмещено собственное объявление номера с копированной фонограммой! Этот вывод можно сделать, если внимательно послушать запись: объявление звучит глухо и невнятно, a оркестр ярко и насыщенно.
Предположительно, для достижения этой цели использовался пантограф, соединённый с рупором. Процесс мог осуществляться следующим образом: сначала запускался на запись рекордер, затем в рупор говорилась нужная фраза, а затем без остановки запускалось воспроизведение оригинала. Поскольку у пластинок есть более или менее продолжительная вводная канавка, то между концом фразы и началом звучания можно ожидать определённую задержку – что мы как раз и наблюдаем! Как правило, такой задержки нет у оригинальных пластинок.
Использование этой “высокой технологии” в сочетании с “навыками общения” Полякина привели к тому, что “все попытки обворованных артистов и звукозаписывающих компаний прикрыть незаконный бизнес заканчивались ничем – «мудрый» Полякин-старший дружил и с местной полицией, и с отцами города, которые закрывали глаза на все его «шалости»”[3].
После принятия закона об авторском праве 20 марта 1911 года, фирма начала делать и собственные записи, преимущественно народной музыки [2].