ПИСЬМО
сл. ЛАБКОВСКОГО, муз. Я. РАССИНА
исп. лауреат всесоюзн. конкурса
эстр. КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО
и джаз-ансамбль п р. Шульженко
и Коралли, муз. рук. А. В. Семенов
На этикетках изданий с матриц ГПТ в качестве автора слов указывалась М. Карелина. На ленинградской пластинке, записанной раньше московской, указан Наум Лабковский...
Рассин Яков Михайлович
Кравченко Евгений Викторович, Кравченко Анна Алексеевн «Ах, песня, песня, друг бесценный»: творческий путь Якова Михайловича Рассина // ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА: региональный аспект. Материалы Всероссийской (с международным участием). Нижний Новгород, 2017. С. 70-73. Есть и фотографии Рассина https://elibrary.ru/download/elibrary_32842287_38704202.pdf
Кравченко Евгений Викторович, Кравченко Анна Алексеевна,
преподаватели, Красноярский колледж искусств
им. П.И. Иванова-Радкевича. Zhe559@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена творческой и педагогической деятельности Я.М. Рассина. Также в
статье указан пример презентации опубликованного сборника Я. Рассина «Малиновая кошка».
Ключевые слова: Я.М. Рассин, Е.К. Иофель, Красноярский институт искусств, Красноярский колледж искусств им П.И. Иванова-Радкевича.
/ Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции, 2–3 ноября 2017 г. // 71
Известный талантливый пианист и композитор Я.М. Рассин родился в Нижнем Новгороде 26 марта 1901 года,
умер 17 июля 1993 года. Он обладал яркими пианистическими способностями. Несмотря на то, что начальное музыкальное образование было получено в домашних условиях, он беспрепятственно поступил в Ленинградскую
консерваторию по классу фортепиано к профессору
Л.В. Николаеву. В период обучения писал музыку в разных жанрах. Если говорить о вокальной музыке, то это
были песни «популярного жанра», военные, обработки
народных песен. Также Я. Рассин писал музыку на стихи
многих поэтов, например, цикл на стихи Ашкенази «Черная шкатулка» для меццо-сопрано. Поэт был евреем по
национальности и создавал стихи под впечатлением мировой войны и атомного взрыва в японских городах Хиросима и Нагасаки в 1945 году. Нельзя сказать, что это были
рифмованные стихи, скорее «белый стих». Музыка этого
цикла была особенно глубокая по мысли и проживанию, в
нем не было ни одной «пустой ноты», каждая гармония
продумана, расписана динамика.
Одним из важных показателей работы Я. Рассина
можно считать положительные отзывы таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, И. Дунаевский. Большую роль в его жизни сыграло совместное творчество с Л. Утесовым, всеми любимой
К. Шульженко. Я. Рассин работал с певицей в качестве аккомпаниатора, писал для нее вокальные произведения и занимался обработкой русских народных песен, которые она с вдохновением исполняла в
своих концертах. К примеру, такие известные песни «Темно-вишневая шаль», «Не корите меня, не браните». В этот творческий период у композитора появилась первая семья, но во время Великой Отечественной войны, он потерял ее. Чудом ему удалось эвакуироваться из Ленинграда в город Кисловодск
по «Дороге жизни». На тот момент город был частично оккупирован немцами, в дальнейшем был освобожден нашими войсками. В филармонии г. Кисловодска, где Я. Рассин начал работать, в этот период
проходило множество правительственных концертов, на которые приглашались самые выдающиеся
артисты, ведущие музыканты СССР, в том числе и солисты Большого театра, где композитор принимал
участие в качестве пианиста и концертмейстера. Он аккомпанировал самой Н.Д. Шпиллер.
В Кисловодске знакомство с начинающей молодой певицей Е.К. Иофель закончилось бракосочетанием, несмотря на то, что он был старше её на 20 лет. Они работали в филармониях разных городов,
давали множество совместных сольных концертов с разнообразными программами. Их дальнейшее
становление как артистов происходило в разных городах: Ялте, Грозном, Сочи, Москве и Горьком.
72 \ Художественная культура России вчера, сегодня, завтра: региональный аспект
В последнем он был принят на работу в 1964 году на должность пианиста-концертмейстера в консерваторию им. М. Глинки. В 1978 году Е. Иофель пригласили работать в Красноярский институт искусств
на должность зав. кафедрой вокального отделения, где она достигла больших высот в профессии, получив звание заслуженного деятеля искусств России, а также «Почетного гражданина города Красноярска». Ее верным соратником и концертмейстером класса был Я. Рассин [2].
В беседе с профессором вокальной кафедры Красноярского института искусств Н.П. Алексеевой
удалось узнать следующее: «В качестве концертмейстера с нами в классе Е. Иофель работал ее муж –
Я. Рассин. Прекрасный преподаватель, пианист, музыкант, композитор. Человек он был добрый, интеллигентный, требовательный и взыскательный. Он научил меня тщательной работе над произведениями, обращал внимание на точность выучки нотного текста. Требовал чуткого и внимательного
изучения авторских указаний, кропотливой работы над словом, нюансировкой, глубокого психологического и эмоционального постижения произведений. В программу вокальных произведений класса
Е. Иофель обязательно входили его произведения. Я. Рассин был всесторонне развитым человеком,
увлекался философскими учениями, знал Хатха йогу, благодаря чему студенты проще осваивали присущий певческому тип дыхания. Очень любил японскую поэзию и литературу и возбуждал интерес
к ней у студентов. Я. Рассин и Е. Иофель – личности с большой буквы и каждый из них имел свой
взгляд на произведение и его трактовку во время обучения студентов, которая по- своему была верна и
обоснована. По этому поводу они часто спорили, после чего он забирал свой старенький портфель и с
грозным видом шел к выходу, говоря, что ноги его в этом классе не будет. Затем останавливался у двери
и мягким голосом спрашивал: “Катенька, во сколько тебя ждать домой?” Семья Я. Рассина и Е. Иофель
была очень гостеприимна. Они приглашали к себе домой студентов, стол был сервирован по всем правилам этикета. Я. Рассин замечательно готовил и с радостью баловал гостей».
Из статьи профессора Краснодарского государственного университета культуры и искусств Т.В. Сорокиной: «Мне довелось слышать игру на фортепиано Якова Михайловича в
Красноярске, когда ему уже было за восемьдесят. Это было феноменально по звучанию, богатству нюансировки, пластичности, безупречности вкуса. Таких аккомпаниаторов трудно
еще найти».
До последних своих дней Я. Рассин принимал активное участие на занятиях Екатерины
Константиновны со студентами, был своего
рода экспертом, когда речь шла о выразительности слова, о художественном образе произведений. Яков Рассин не оставлял без внимания и
детские песни. Объединить и оформить часть таких произведений в один небольшой сборник удалось
благодаря таким людям, как:
• Астанина Галина Алексеевна – преподаватель Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича (2005–2014). Она в течение многих лет своей педагогической деятельности собирала произведения Якова Михайловича.
Все детские произведения были аккуратно переписаны рукой Галины
Алексеевны и исполнены в разных дошкольных учреждениях Красноярского края.
• Фискова Алена Валерьевна, много лет проработавшая концертмейстером в вокальном классе Галины Алексеевны и предоставившая
рукописные материалы И.Г. Волонт.
• Волонт Ирина Игнатьевна – заведующая теоретическим отделением ККИ им. П.И. Иванова-Радкевича, друг и помощник Галины
Алексеевны во всех ее творческих начинаниях, которая помогла объединить и оформить нотные тексты в сборник.
Сборник издан в 2015 году Красноярским колледжем искусств
им. П.И. Иванова-Радкевича. В сборник вошли 17 произведений разной тематики. Название сборник «Малиновая кошка» получил по
одноименному произведению. На последней странице присутствуют
копии рукописей произведений. Сборник оформлен иллюстрациями
/ Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции, 2–3 ноября 2017 г. // 73
к каждому произведению. Презентация сборника прошла в 2016 году в Музыкальной школе при Красноярском колледже искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. В концерте-презентации приняли участие
студенты и преподаватели колледжа, ученики музыкальной школы при колледже. В течение семестра
данная концертная программа была представлена в детских садах № 224, № 13, № 162 г. Красноярска.
В заключение хочется выразить благодарность за предоставленную информацию профессору вокальной кафедры Красноярского института искусств Н.П. Алексеевой, а также племяннице Е.К. Иофель Л.М. Вахмениной.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
1. Сорокина Т.В. Вокальная школа Е.К. Иофель. – Режим доступа: http://timekguki.esrae.ru/
pdf/2014/2(5)/46.docx.