А всегда ли так называемая "прочистка от шумов" улучшает качество?
По-моему, в данном случае вместе с шумами из пластинки вычищено и всё, что делает звук живым и интересным. К тому же, появилось огромное количество артефактов - остатков от громких шумов, не удалённых прочисткой - если удалять и их, то звук стал бы ещё более консервным...
Как показывает личный опыт, хорошо поддаются очистке только те фонограммы, у которых уровень шумов намного ниже уровня сигнала - в противном случаю вместе с шумами неизбежно будет удалена и большая часть полезного сигнала. К сожалению, это так для большинства пластинок, с которыми мы имеем дела на нашем сайте.
Я заметил, что даже если шумы удалять очень умеренно (4 - 6 децибелл), всё-равно фонограмма теряет какую-то "сочность" - становится более ватной и менее интересной. Может быть лучше вообще не чистить пластинки на 78? К "натуральному" шуму пластинки уши привыкают очень быстро, и запись можно с удовольствием слушать, даже если шумов много.
Может быть в будущем появятся более "умные" программы реставрации, которые будут удалять шум и оставлять сигнал, а может быть даже и уметь воссоздавать отсутствующий или сильно искажённый сигнал по сохранившимся фрагментам!
1) Фильтры, которые обрабатывают всю фонограмму. Простейший пример -- фильтр на основе преобразования Фурье, когда звук преобразовывается в фурье-спектр, затем пользователь (или автомат) указывает наиболее зашумлённый участок, этот участок тоже преобразуется в спектр, после чего из спектра сигнала "вычитают" спектр "шума" и получившийся результат обратным преобразованием превращают в звук. После двойного преобразования очень часто остаются артефакты в виде характерных "металлических" призвуков и "треньканья". После такого садизма, иначе не назовёшь, из фонограммы вся "душа" уходит.
2) Фильтры, которые сначала анализируют фонограмму, затем "исправляют" только повреждённые фрагменты. Подобные фильтры обычно нацелены на удаление щелчков и треска, существенно отличающихся по своим характеристикам от основного сигнала. Проблема в том, что человеческое ухо само довольно неплохо отфильтровывает треск и щелчки фонограммы, а даже при щадящей программной "чистке" от них зачастую остаются артефакты, которые отфильтровываются человеческим ухом хуже, чем оригинальный шум пластинки, хотя чисто арифметически их амплитуда ниже оригинальной.
Фильтры первого типа применять, мне кажется, вообще не следует, а второго -- только с большим разбором.
По моему опыту, чемпион по качеству среди фильтров второго типа -- программа ClickRepair http://www.clickrepair.net/, на втором месте - плагин WaveArts MR Click http://wavearts.com/products/plugins/mr-click/. Стоят эти программы относительно недорого (40-50 долларов), а эффект дают значительный.
Ещё один вариант "чистки" фонограммы от щелчков, -- используя какой-нибудь аудиоредактор (например, бесплатный Audacity http://audacity.sourceforge.net/?lang=ru), глазом находить щелчки и тупо их вырезать. Слушатель в таких местах ничего практически не заметит. Ясно, что этот метод очень трудоёмкий.
Если ничего из указанного применить невозможно, -- лучше фонограмму оставить в первозданном виде. Вообще, с точки зрения максимизации доносимой до слушателя информации, следует придерживаться принципа минимального вмешательства в фонограмму.