ВХХ 803 Х 212-Б
Песня о встречном
(F dur) из звукового фильма
муз. Д Шостакович
исп. хор ВРК п/у Засл.арт. Р-ки
А. В Свешникова баян
В. С. Рожков.
Г-176
Стоит ли, однако, квалифицировать эту знаменитую песню как "патриотическую"? Это ведь гражданская (я бы лучше сказал, гражданственная) лирика.
Кажется всё-таки необходима двумерная классификация (или одномерная расширенная, пусть даже громоздкая).
Сейчас в графе "жанр" смешаны несколько классификационных плоскостей. Так имеется традиционные музыкальные жанровые наименования, формальные (пример: "романс"), а есть сущностные характеристики ("патриотическая песня"). Очевидно, что есть множество произведений, являющихся одновременно и первым, и вторым.
Я совершенно согласен, что сейчас в графе "жанр" смешаны несколько классификационных плоскостей. Изначально в списке были одни только традиционные музыкальные жанровые наименования, но затем я начал добавлять "сущностные характеристики" и тем самым внёс неразбериху. Более того, я совершенно не уверен, что нам нужно фиксировать "сущностные характеристики" - в конце концов это дело сугубо личное как воспринимать то или иное произведение. Мы можем с уверенность сказать только то, что песня - это песня, а марш - это марш. Все "сущностные характеристики" чрезвычайно субъективны, поэтому мы решили от них отказаться.
Коротко изложу мой подход к включению песен в патриотическую категорию.
Этот подход во многом повторяет классификацию, существовавшую при составлении музыкальных передач на Первой программе Всесоюзного радио около 1961 года, когда я начинал интересоваться предметом и много слушал радио.
Отдельная категория - это революционные песни и песни Гражданской войны и о Гражданской войне, сочиненные примерно до 1930 года.
Другая категория - это советская патриотическая песня, отличающаяся характерным стилем и мировоззрением.
Здесь можно назвать 4 фундаментальные песни, в которых этот стиль был заложен в качестве примера для подражания.
Легко на сердце..., Песня о встречном, Полюшко поле, появившиеся в 1934 году.
Еще одна песня появилась в 20-е годы, но по стилю соответствует 30-м годам, Все выше.
Все выше начали играть по радио в 1961 году, до этого произведения Хайта были много лет запрещены.
Было еще пролеткультовское напрвление, но оно было окончательно забыто к началу 30-х, песни типа Когда умирает вождь.
На определенном этапе в 20-е годы преобладало мнение, что мелодичная музыка устарела и реакционна, буржуазна, но в итоге победила мелодичная музыка.
Советская мелодичная патриотическая песня сложилась к 1934 году.
Были еще просто лирические песни, но это другое направление, отличное от патриотики.
Спасибо Юрию Берникову за внесение ясности. Да, так будет лучше!
Спасибо Юрию Шмыркову за изложение своего видения советской песни. Да, здесь разделение советской песни на крупные направления неизбежно в большой степени пересекутся с периодизацией.
Другое дело, какую периодизацию принят.
К сожалению, не знаю, как считает современное музыковедение, однако существует фундаментальная монография: Сохор А.Н. Русская советская песня. Л., 1959. Там предложена следующая периодизация: а) 1917-20 (т.е. песни Революции и Гражданской войны), б) 1921-32 (т.е. до упразднения РАПМ), в) 1932-41 (становление жанра массовой песни), г) 1941-45, д) условный период 1945-57 (по существу, автор закончил песнями к фестивалю 1957 г. По моему мнению, эта граница далеко не условна, её можно принять за реальную и выделить следующий и последний период - с 1957 г. до конца существования советской песни как таковой).
Ув. Юрий! А откуда у Вас информация, что произведения Хайта запрещали? Он вроде бы занимал в 40-60-е гг. высокий пост в ССК (не помню, какой). Он написал много маршей, они записывались. Последний по хронологии известный мне номер - 18471 марш "Привет" (1950).
Я когда-то находил в Интернете информацию, что Хайт был осужден в 1951 году.
Возможно, эта информация не соответствует действительности.
Какие-то репертуарные проблемы вокруг произведений Хайта были, его произведения точно долго не исполнялись.
Радио всегда отличалось более строгими запретами по сравнению с печатным словом и грамзапмсью.
В 60-е годы, особено в первой половине 60-х, популярные лирические советские песни, которые Апрелевка печатала огромными типажами, по радио не звучали, абсолютно не звучали, даже по праздникам.
По радио звучало много классической музыки или советская песня в исполнении оперных певцов и солидных коллективов, Хора имени Пятницкого, Краснознаменного ансамбля и т. д.
Утесов не звучал вообще, Бернес и Шульженко по особым случаям в воскресной программе "С добрым утром".
В Англии на Би-Би-Си существовала еще более жесткая цензура, был огромный список запрещенных произведений.
Я много раз слышал, как на Би-Би-Си нежелательные слова и выражения в песнях заменяли сигналом.
Если интересует, могу дать ссылки на списки запрещенных в Англии песен, мы далеко уже ушли от первоначальной темы.