Безусловно. Книги учёта записей хранятся в архиве фирмы EMI в г. Хейс, Англия. Именно ими пользовался Алан Келии при составлении своего каталога. Но в книгах учёта приведены только матричные номера - каталожные номера Алану пришлось выискивать по каталогам. Он также столкнулся с проблемой названий произведений - в книги учёта названия заносились со слов исполнителей, а последние любят всё именовать по первым словам произведений. Проблема восстановления общепринятых названий усугублялась тем, что Алан не знает русского языка. Для решения проблемы он привлёк к работе над каталогом руссикх эммигрантов, в частности Владимира Гурвича. Владимира выверил часть каталога, но его преждевременная смерть не позволила ему закончить эту работу.
В каталоге есть несколько "белых пятен". В основном это записи, сделанные непосредственно перед началом и во время Первой Мировой войны. Матричные номера многих "белых пятен" Алану удалось "вычислить", но вот что на них записано - пока неизвестно. Несколько пластинок этого периода были загружены на наш вебсайт. Они немного заполнили эти "белые пятна", но, что самое главное, подтвердили правильность "вычислений" Алана. У нас на сайте опубликован отрывок из предисловия к каталогу:
Там кое-что написано и про начало и про конец истории Граммофонной Компании в России.
yvsh wrote:
“
Какова надежность источника, из которого взята дата записи?
”
Надёжность каталога Алана Келли близка к 100%, особенно информация по матричным номерам и датам записей, поскольку эти данные взяты непосредственно из книг учёта.
Надёжность каталога Алана Келли близка к 100%, особенно информация по матричным номерам и датам записей, поскольку эти данные взяты непосредственно из книг учёта.
”
Научное мировоззрение предполагает критическое отношение даже к общепризнанным положениям и постоянное обращение к логике.
Сравним ряд дат.
Морфесси, Василек, 17124b 14-12-1912
Морфесси, Мы вышли в сад, 18055b 28-10-1913
Садовников, Пускай погибну безвозвратно,18589b 10-12-1913
Морфесси, Отцвели хризантемы, 18763b 28-11-1914
Получается огромный скачок в нумерации за 43 дня в октябре-декабре 1913 года.
Подобные скачки встречаются неоднократно в каталогах разных фирм, когда резервируют интервалы номеров для каких-то специфических грамзаписей.
А дальше происходит что-то непонятное, с декабря 1913 по ноябрь 1914 нумерация топчется на месте.
Можно предположить, что в связи с войной данные по России с декабря 1913 восстанавливались по косвенным источникам.
И еще 2 момента.
Производился ли перевод дат на современный календарь со старого российского?
Как объяснить, что в Петербурге одновременно были две системы нумерации, с индексом b и с индексом ae?
Получается огромный скачок в нумерации за 43 дня в октябре-декабре 1913 года.
”
Серия номеров с индексом "b" велась Фредом Гайсбергом (F.W. Gaisberg) и предназначаласть только для 10-ти дюймовых пластинок. Для 12-ти дюймовых пластинок велась параллельная серия с индексом "c". Давайте, рассмотрим весь список за октябрь-декабрь 1913 года:
Выписка из каталога Алана Келли:
Дата начала и конца сессии с до Место записи
11-10-1913 30-10-1913 17903b 18063b Petersburg
31-10-1913 02-11-1913 18064b 18118b Reval
03-11-1913 29-11-1913 18119b 18407b Petersburg
01-12-1913 18-12-1913 18408b 18729b Moscow
По правде говоря, я не вижу в этих цифах ничего необычного. Очевидно, что Фред Гайсберг много ездил и много работал.
yvsh wrote:
“
А дальше происходит что-то непонятное, с декабря 1913 по ноябрь 1914 нумерация топчется на месте.
”
Всё очень просто - в этот период Гайсберг работал в других странах, а в России записывали технини Е. Пирс (E.J. Pearse) и Ф. Гампе (F. Hampe). Следующий раз в Россию Гайсберг приехал только в 27-11-1914 - уже в Петроград!
yvsh wrote:
“
И еще 2 момента. Производился ли перевод дат на современный календарь со старого российского?
”
Нет, все даты приведены в старом стиле.
yvsh wrote:
“
Как объяснить, что в Петербурге одновременно были две системы нумерации, с индексом b и с индексом ae?
”
Каждый техник вёл свои серии индексов, раздельно для 7, 10 и 12-ти дюймовых пластинок. Серия с индексом "ae" принадлежала 10-ти дюймовым пластинкам техника Пирса. Ему же принадлежала серия с индексом "af" для 12-ти дюймовых пластинок.
Столь не ритмичный график записи общества Граммофон в России представляется весьма странным в свете обширной дискографической информации популярных западных исполнителей 20-30-40-х годов.
Эта информация содержится в каталогах, которые составил Brian Rust.
Обычно ведущие исполнители записывались с интервалом в один месяц и записывали за один рабочий день 4 стороны, в год получалось 48 сторон.
Второстепенные или менее плодовитые исполнители записывались менее часто.
Это относится ко всем фирмам, включая HMV и Victor.
Нормально при умеренной спешке за смену можно записать 4 стороны, с учетом времени на репетицию, вхождение в материал, с учетом нескольких неудачных попыток.
При этом в реэультате некоторые стороны выходят в двух или трех завершенных удачных вариантах.
За месяц исполнитель может подготовить 4 новых произведения, довести их до совершенства.
С появлением долгоиграющих пластинок перед исполнителем встала задача записать 12 произведений за 2 или 3 последовательных дня работы.
Немногим удавалось подготовить 12 произведений сразу без снижения исполнительского уровня.
А еще нередко бывает, что "не клеится", день прошел, а записали только 2 или 3 стороны.