ЧЕТЫРЕ ПОБЕДЫ
1.
1. ПОД'ЕМ "САДКО"
ГОВОРИТ Ф.И.КРЫЛОВ
2. КАРА-КУМСКИЙ ПРОБЕГ
ГОВОРИТ А.М.МИРЕЦКИЙ
Текстовой монтаж С.ТРЕТЬЯКОВА
ПРИЛОЖЕНИЕ к № 2 ЖУРНАЛА "СССР НА СТРОЙКЕ" 1934 г.
Мне представляется, что, поскольку матричных номеров пластинка не имеет (очевидно, большие числа на этикетке - обозначения сторон), то и вести с неё счёт на следует. На этикетке написано, что это приложение к февральскому номеру журнала. Не вижу пока причин думать, что запись была сделана для иных целей. Когда была сделана запись - вопрос другой: все события, о которых идёт речь в записях, укладываются в границы 1933 г. Однако качество этих записей, как мне кажется, повыше, чем качество самых ранних записей ГПТ (взять хотя бы известную запись Лемешева - №28).
Интересно, что об официальных первых номерах - пластинке №№1-2 ("Русская хороводная песня") - Скороходов не знает. Вообще, он ничего существенного не сообщает, кроме того, что 21 и 25 декабря Дудкевич записал в книге нечто (чего Скороходов не цитирует). Большая часть того, что в его книге окружает историю записи пластинки, могло быть почерпнуто из энциклопедий (даты событий, факты наград, последующих репрессий и т.д.) Поэтому доверие к сообщенным Скороходовым фактам, естественно, снижается.
Источником информации о номерах 1 и 2 Грампласттреста мог быть журнал записей.
В начале 90-х годов Валерий Дмитриевич Сафошкин добрался до этого журнала и переписал содержание в тетрадь.
Под номерами 1 и 2 в тетради почему-то значились Четыре победы, а действительных записей 1 и 2 (Хороводная) вообще не было.
Несомненно, источником информации для Скороходова стал тот же журнал записей, что и для В.Д.Сафошкина - он даже описывает, как он выглядит. Видимо, оттуда взята вся информация, которую он приводит в книге, кроме биографических данных выступающих. И если не знать о "Русской хороводной песне", то полнота подкупает - композитор, трубачи и даже дата!
Конечно, большие цифры на этикетке - номера сторон. Однако кому и зачем понадобилось еще в 1934 году выдавать их за первые номера записей ГПТ - ведь не случайно же это было сделано?!
Странно и то, что на этикетке фигурирует КПО - то есть о ГПТ здесь нет и речи! Скорее всего Скороходов никогда не видел подлинной пластинки
Но что же с истинной датой записи и связана ли она с первыми шагами ГПТ? Или это просто "спецзаказ" для журнала, который тщательно выполнили, выпустили под привычным знаком и только потом решили придать ему более торжественный статус?
И, кстати, не кажется ли вам, что этикетка переклеена, а под ней скрывается другая, красного цвета? Если это так, то что может быть там?
Этикетки действительно приклеены и очень крепко, нигде не отстают.
В местах попадания клея на внешнюю поверхность заметно выцветание.
Такая кропотливая ручная работа по приклейке может говорить о малости тиража.
Рассмотреть содержание внутренней красной этикетки без специальной аппаратуры (инфракрасные, ультрафиолетовые лучи и т. д.) невозможно.
Можно предположить, что там нет содержания.
Выпуск готовили в сжатые сроки, пластинки прессовали в спешном порядке, чуть позже появились этикетки и были приклеены.
Возможно, не удалось с первой попытки не ошибиться в названиях, фамилиях и инициалах.
Уважаемые коллеги. Если перечитать ВНИМАТЕЛЬНО статью из книги Глеба Анатольевича Скороходова, касающуюся представленной пластинки, то можно легко обнаружить кое-какие нестыковки с данным экземпляром. Вот выдержка из книги (стр. 328): "Третий сюжет на этикетке обозначен кратко и загадочно - "ЭПРОН"...
Где на этикетке представленной пластинки так обозначен этот сюжет? ... Это явно говорит о том, что в руках Глеба Анатольевича всё же была эта пластинка, но только в другом варианте. Далее цитата: " Завершало пластинку выступление Александра Максимовича Мирецкого, командира Каракумского автопробега. ..."
Да, когда слушаешь самый финал этого сюжета, создаётся впечатление исключительной правильности в очерёдности их расстановки, и само собой, из всего услышанного, напрашивающийся вывод - без участия товарища Сталина в нашей стране не происходит ничего. Всё верно... Всё в духе того времени... По другому просто не могло быть.
А теперь посмотрим расстановку сюжетов на данной пластинке: то, что у Скороходова значится третьим и четвёртым, на ней первым и вторым. То есть стороны пластинок просто на просто перепутаны. Но если слушать финал четвёртого сюжета этой пластинки - явно создаётся впечатление какой-то незаконченности всего проекта. Уж как то обрывисто всё заканчивается, после рассказа о таких грандиозных, по тем временам событиях. Однако, и первый сюжет оборотной стороны (что у Скороходова значится третьим), разве что с большим трудом можно предположить, что началом композиции не является. Вроде тут тоже всё на своих местах...
Могу только предположить, что эта пластинка является иным вариантом, который конкретно и предназначался исключительно как приложение к журналу, а такая нелепая этикетка, возможно, была его страницей, впоследствии вырезанной и наклеенной на диск хозяином журнала. Может так и было задумано?
Заводские переклейки этикеток, конечно, тоже встречаются отдельными экземплярами. Наверно, каждому хоть раз попадалась такая пластинка - но ведь не в масштабах же целого тиража.
Конечно, было бы здорово отыскать этот самый журнал, к которому и прилагалась эта пластинка. Во-первых, очень интересно как это сочеталось друг с другом в процессе продажи? А во-вторых, если это на самом деле исток "Грампласттрестовской" нумерации, то в самом журнале это несомненно должно быть как то отражено. По тем временам в масштабах страны это было событие. Поэтому оно, конечно, должно было быть поставленным в единый строй с содержанием записи. Вспомните первую запись Центропечати. Ну что ещё могло быть записано под номером 001, кроме речи Ленина? И тут ситуация примерно такая же.
А матричные номера всего вероятнее находятся под краем родной этикетки, на её поле, как это нередко встречается у девятисантиметровых первых грампласттрестовских. Номера просто продавлены через неё - не всегда сразу и заметишь. А тут ещё и наклейки сверху - естественно, что ничего не просматривается.
Существующий журнал учёта ясно гласит какие номера были присвоены данным записям, и подвергать сомнению эту информацию я, например, не осмеливаюсь. А то, что на эти номера в последствии могли "закатать" что-то иное - тоже вполне может быть. Вообще, у Грампласттреста с присвоением матричных номеров изначально было всё не совсем благополучно. Один из ярких примеров этого неблагополучия не так давно был мной обнаружен: На номере 40 - "сидят" две разные записи, а названия имеют одинаковые. Тоже никогда бы не подумал, что такое возможно...
Я вот читал внимательно и этого фрагмента не упустил. Просто-напросто, говоря откровенно, не доверяю Скороходову и не считаю, что из этой фразы следует, что автор видел этикетку.
Что касается журнала, то его нетрудно посмотреть в библиотеке. Я это уже сделал. "СССР на стройке" - это иллюстрированное обозрение очень большого (для журнала) формата (ин-кварто). Номер 2 за 1934 год целиком посвящён тем самым сюжетам, о которых здесь идёт речь. Расположены они в том же порядке, что и на пластинке. Один из редакторов номера - С. Третьяков.
На последней странице (42-й) написано: "Слушайте на граммофонной пластинке / Повесть о четырёх большевистских победах", после чего следует текст, в точности вопроизводящий содержание грамзаписи (включая объявления - "слово... товарищу Крылову" и т.д.) Больше ничего не сказано. Это заставляет предполагать, что пластинка прилагалась к каждому номеру журнала.
Тираж номера - 43449 экз. Материал сдан в производство 15/I-1934 г.
P.S. Я думаю, что у Скороходова в руках пластинки не было, а был только журнал записей. Скорее всего, та сторона, которая на пластинке ув. Юрия является второй, была записана 21 декабря, а первая сторона - 25-го.
Практика показывает, что тираж порядка 40 тысяч - это слишком маленький тираж, чтобы до наших дней что-то дошло.
Здесь еще вмешался обменный фонд, куда подобные пластинки сдавали в переплавку.
Популярных исполнителей в обменный фонд не сдавали, но там велика вероятность полного износа.
Я ранее разместил пластинку, приуроченную к сельскохозяйственной выставке, ГПТ 9200.
К ней приложен листок с текстом песен, на котором указан тираж 30 тысяч.
Я однажды натолкнулся в интернете на данные о тиражах некоторых редких английских пластинок танцевальной музыки 1935 года.
Там выходит, что тираж 20 тысяч - это полный провал, такие пластинки нигде не всплывают на множестве аукционов и интернет-магазинов.