моим учитилем по коллекционированию пластинок был Дмитрий Кондаков из Москвы. Он один из авторов сайта http://patefon.knet.ru/ivk/
Если он ошибался, значит ошибаюсь и я.
Спасибо, Юрий. На самом деле, та статья была самой первой, и хотя вопросы там были поставлены правильные, но для ответов на них мне тогда не хватало документов. Потом уже многое стало понятным. Полный список тех статей по "Авиамаршу" можно найти в последней из них, которая появилась буквально сегодня: http://vilavi.ru/pes/aviamarsh/around2.shtml
Появление этой статьи было бы невозможно без активной поддержки многих участников нашего форума - огромное им спасибо!
Комитет по делам искусств при СМ СССР получил такое название 15 марта 1946 года. Стало быть, пластинка была выпущена не ранее середины марта того года.
На этикетке также указано: "Авиационный марш Ввозд. сил РККА". Название "Красная Армия" существовало до 25 февраля 1946 года. На мой взгляд, это означает, что либо пластинка появилась не позднее марта-апреля 1946 года (так сказать, в силу бюрократической инерции), либо существовал обычай при допечатке тиража совершенно не менять названия на этикетках (коллекционерам, конечно, виднее, но в случае официальных маршей название, видимо, все же пришлось бы изменить - и скорее раньше, чем позже).
А вот интересно, знает ли кто-нибудь из коллекционеров: а когда появилась ПОСЛЕДНЯЯ пластинка с записью "Авиамарша"? Последняя перед 1950 годом, когда Юлий Хайт был арестован, а исполнение авиамарша "Все выше" было запрещено?
После нескольких лет запрета новые грамзаписи стали осторожно появляться, кажется, с 1958 года.
1. Как правило, информация на этикетке синхронизировалась с моментом выпуска пластинки. В данном случае, очевидно, название "РККА" действительно по инерции не успели заменить.
2. Насчёт последней пластинки до 1950 г. точно не скажу, но мне кажется, что её и не было, т.к. записи 5505-6 выпускали даже позже, в конце 1950-х.
3. Если Хайт и был арестован, то не ранее 1951 г. (известна запись одного марша композитора под номером 18000 с чем-то. Сейчас я не помню, но вечером могу посмотреть).
4. Кстати, была и более ранняя советская запись - оркестр ГАБТ п/у А.Ш.Мелик-Пашаева, 1934 г., ГПТ, номер 31.
Запись есть на сайте МАИ: http://mai.exler.ru/mailogo/aviamarch/
Там почему-то матричный номер не указан, а пластинка названа пробной, хотя она вполне тиражная.
Спасибо. По тому, что вы сказали об этикетках, можно, вероятно, несколько сузить предполагаемый интервал выпуска пластинки: видимо, это произошло в 1946 году, весной-летом.
Относительно года ареста в источниках существует разнобой. Называют и 1950 год, и 1951 год. Ваша информация могла бы косвенно подтвердить 1951 год. Впрочем, если это произошло, например, в декабре, то тогда все источники окажутся по-своему правы.
Говоря о "последней пластинке", я имел в виду именно пластинку, а не запись. Пока что в качестве такой "последней" выступает эта пластинка 1946 года (с оговорками, конечно).
В нумизматике термин "новодел" одинаково употребителен применительно к ЛЮБЫМ новоделам. Полагаю, в филофонистике должно быть так же. Термин же "среднедельный" - выдуманный и в науке не применяется.
Кроме того, он нелогичен: скажем, вздумай мы сейчас со старых матриц перевыпустить довоенные записи, придётся переименовывать бывшие новоделы в "среднеделы". ))
У триады "стародел" - "среднедел" - "новодел" есть достоинства и недостатки.
Достоинства - точное определение, о какой пластинке идет речь. История выпуска советских пластинок на 78 давно завершилась, и, оглядываясь назад, основные ее периоды 1930-1950-х годов действительно разделяются именно так.
Отдельное достоинство выделения понятия "среднедел" - возможность подчеркнуть особенности периода 1946-1949 годов. Ведь многие матрицы, записанные в 1939-1941 годах, практически невозможно найти ни в довоенных изданиях-"староделах", ни среди пластинок 1950-х - "новоделов". Есть и немало дисков, которые были записаны в середине 1940-х и издавались только в 1946-1947 годах (например, Рознер) - тоже исключительно характерные именно для этого времени.
Основной недостаток - непривычность и слегка "жаргонное" звучание. Оно похоже на другие, специфически "коллекционерские" термины, прекрасно понятные только своим, посвященным - пластинка "ромбик", "на колосках", "на Шуховской башне" и мн. др. И поскольку сайт - пространство, открытое всему миру и по большинству не коллекционерам, я стараюсь не перенасыщать его подобными определениями.
Термин же "среднедельный" - выдуманный и в науке не применяется
”
Это слово потому и "выдуманное", что оно, хоть и сконструировано по образцу слова "новодел", является крайне неудачным с точки зрения языка. Потому что первое, что приходит в голову, когда видишь это слово, - это вовсе не жуткое "то, что сделано не по-новому и не по-старому, а по-среднему". Нет, первое, что приходит в голову - "посреди недели", то есть, по-видимому, это пластинка, изготовленная в среду, а не в понедельник и не в пятницу.
Поскольку теперь уже речь идет о вполне определенных пластинках, то гораздо лучше было бы вообще отказаться от конструкций по типу "новодел" и использовать... ну, например, слово "сороковушка".