Друзья, существуют два противоположных мнения по поводу присутствия пластинок вроде этой в каталоге ГПТ. Дело в том, что её матрица была записна (или переписана с дореволюционного оригинала) фирмой Музтрест, а сама пластинка отпечатана фирмой ГПТ и имеет этикетку ГПТ.
Первое мнение: Коль данная пластинка отпечатана фирмой ГПТ, имеет этикетку ГПТ, то она должна присутствовать в каталоге ГПТ. Как следствие, все без исключения музтрестовские пластинки в диапазоне номеров от 1000 до 2999 так же должны присутствовать в каталоге ГПТ. Аналогично, все без исключения ГПТ-ные пластинки в диапазоне номеров от 1000 до 2999 также присутствовать в одном из каталогов Музтрест (общий список или электрозапись), поскольку они отпечатаны с соответствующих музтрестовских матриц.
Второе мнение: Коль матрица данной пластинки музтрестовская, значит она должна фигурировать только в соответсвтующем музтрестовском каталоге, несмотря но то, что она отпечатана фирмой ГПТ и имеет этикетку ГПТ.
Пожалуйста, подумайте и напишите какого мнения вы придерживаетесь. От ваших ответов будет зависеть по какому пути пойдёт дальнейшее развитие ресурса.
Представляется, что второй вариант более обоснован. Все-таки, мы должны рассматривать элементом каталога не конкретную пластинку, а запись с матрицы, которая в данном случае впервые была издана МТ, а не ГПТ. Каталоги должны соответствовать реальной хронологии записей.
Практика дублирования пластинок в двух или более каталогах уже благополучно существует на сайте - и ситуация с поздним МТ и ранним ГПТ - лишь одна из ее разновидностей.
Включение номеров позднего МТ в структуру каталога ГПТ заложено в него изначально, в 1933 году, и если сейчас мы принудительно разрушим эту логику, то рискуем потерять часть подлинной истории. Мне лично этого было бы жаль.
Конечно же речь не идёт о переделке всей системы – мы только говорим об одном частном случае. Тем не менее, мне хочется узнать, чем этот частный случай отличается от аналогичных случаев.
Если немного обощить, то вырисовываются два диаметрально противоположных принипа построения системы:
Первый принип гласит: “Пластинку нужно отображать в каталоге той фирмы, которая произвела запись, а так же в каталогах фирм, которые её переиздавали”.
Второй принип гласит: “Пластинку нужно отображать только в каталоге той фирмы, которая произвела запись, и не отображать в каталогах фирм, которые её переиздавали”.
Как мы видим, отличие только во второй фразе. Но если следовать второму принципу последовательно, то тот же каталог ГПТ будет состоять из одних только “дыр”, потому что из него должны быть исключены все пластинки-переиздания! Даже если не говорить о гигантских трудностях по определению оригинальных матриц, то сам каталог ГПТ будет выглядеть как швейцарский сыр! Например, в нём не будет № 5441 "Рио-Рита", потому что это переиздание с "Электролы", и т.д. Глядя на каталог будет невозможно сказать почему тот или иной номер в нём отсутствует: то ли его нет вообще, то ли он ещё не загружен, то ли его нужно искать в каком-то другом каталоге, причём неизвестно в каком.
Если же утверждать, что "Рио-Риту" нужно оставить, а "Кузницу в лесу" нужно убрать, то я не понимаю в чём разница между этими двумя случаями!
Так же ставится под сомнение существование каталогов пиратских фирм как таковых – ведь все они являются “переизданиями”!
Мне кажется, что само появление “Второго принципа” связано с предметом коллекционировния грампластинок. Действительно, любую “материальную” грампластинку можно поставить на полку в одно и только одно место. У каждого серъёзного коллекционера с годами выработался определённый принцип классификации своих пластинок, но в этот принцип наверняка заложено это “материальное” ограничение! Это же ограничение автоматически переносится и на “виртуальные пластинки”, но не учитыватеся тот факт, что последние могут одновременно находиться во многих местах!
“Пластинку нужно отображать только в каталоге той фирмы, которая произвела матрицу".
Если бы ГПТ присвоил тем матрицам новые номера (как было, например, в Музтресте с частью дореволюционных матриц), мы бы их могли рассматривать в общей системе матриц ГПТ. В данно же случае ГПТ выступает лишь правопреемником МТ в смысле владения и пользования этит матрицами, не более того. Новых матриц произведено не было.
Придерживаясь первого принципа (и абсурдизируя), можно включать в каталог ГПТ или МТ хоть CD-диски, выпущенные только что. )
Я не совсем понимаю, в чём заключается разница Вашего понимания 2-го принципа, от описанного мной. В частности, что Вы имеете в виду под словом “матрица”? Если это оригинальная матрица, явившаяся результатом записи на воск и существующая в единственном экземпляре, то это в точности то, что и я имею ввиду, говоря о “записе”. А может быть Вы имеете в виду штамп, с готорого печатались пластинки? Так их может быть много, и, наверняка, ГПТ делала свои собственные штампы по мере износа штампов, унаследованных от МТ.
Вы написали как раз о том, что и я имел в виду! Если дублирование пластинок не перегружает сайт, то было бы интереснее представлять их в нескольких каталогах. В советском разделе - в особенности, ибо пластинки Грампластмасса, ЛЭФа, Ленмузтреста и, конечно, ГПТ в значительной степени - переиздания.
Однако есть еще важная деталь, касающаяся истории с МТ и ранним ГПТ. МТ выполнял переписи с зарубежных пластинок - в таких случаях, если известен оригинал, данные о нем вносятся в графу "Оригинальная запись". А что делать, если пластинка с этой же матрицы затем была напечатана ГПТ? Что вносить в графу "Оригинал" - МТ или зарубежную пластинку? Получается, что одно звено в цепочке теряется...
Алексей правильно заметил, что не хватает дополнительной графы. Должно быть так: если пластинка переписана, а затем переиздана с матрицы-переписи, то нужно указывать и оригинал, и переписывателя, и переиздателя.
Об'ясню, почему важно указывать переиздателя:
Не все посетители сайта - понимающие в пластиночном деле люди, а значит они будут думать, что "ромбик", "SovSong" или ещё какое-нибудь предприятие-переиздатель матриц "Муз-Треста", или ещё какого-нибудь предприятия-изготовителя матриц, м есть предприятие-изготовитель.
Так получилось, например, с моим Кришем на переходной этикетке "Грампласттреста", многие думали, что это "КПО".