указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > . . > Рижский завод > Рижский завод грампластинок

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


 
 

 

на других языках English

Рижский завод грампластинок

Рижский завод грампластинок «Latvijas skańuplašu fabrika» - прямой наследник латышской фирмы* «Bellacord Electro», которая возникла весной 1931 года в Риге на улице Калнциема, 40. Этот дом представляет собой двухэтажное здание с высокой черепичной крышей и по облику напоминает крестьянский жилой дом. Строение было возведено по проекту известного латышского архитектора Константина Пекшена в 1907 году.

Здание фирмы «Bellaccord Electro» тогда, в советское время и сейчас

Основателем фирмы «Bellaccord Electro» был Хелмар Рудзитис (Helmārs Rudzītis), владелец крупнейшего в Латвии книжного издательства «Грамату драугс». После приёма Латвийской республики в состав СССР в ноябре 1940 года производство было национализировано и подчинено Народному комиссариату легкой промышленности.

Первое переименование предприятия имело место в мае 1941 года, за месяц до начала Великой Отечественной войны. В «Ведомостях Президиума Верховного Совета ЛССР» 23 мая 1941 года было опубликовано постановление № 566 Наркома лёгкой промышленности Эд. Лейтманиса, по которому фабрика «Bellaccord Electro» должна была именоваться «Латвийская фонографическая фабрика» («Latvijas skańuplašu fabrika», Rīgā, Kalnciema ielā 40) c 21 мая 1941 года.

Внедрению в жизнь этого постановления помешала война. Однако сначала была национализация. В упомянутых выше «Ведомостях» с датой 21 октября 1940 года и в ряде других газет было опубликовано постановление о национализации фабрики. Пластинки выпуска 1940/41 годов легко опознаются по двум буковкам «N.U.», то есть «национализированное предприятие», а также по неиспользованию дореволюционной орфографии в русских надписях. Годовой выпуск достиг 160 тысяч грампластинок. Началось расширение фабрики, устанавливалось новое оборудование. Работа была прервана нападением фашистской Германии. Все работники, способные носить оружие, ушли на фронт. Во время фашистской оккупации была проведена «реприватизация» предприятия, а пластинки того периода можно опознать по аббревиатуре Ord, Sonder klasse, этикетки были чёрного, фиолетового и голубого цвета с надписями на немецком языке.

После освобождения Риги, благодаря помощи предприятий Москвы, Ленинграда, завод в сжатые сроки был восстановлен, и с 13 февраля 1945 года он возобновил выпуск грампластинок. В это время на нем работало 29 рабочих, 4 ученика и 3 инженерно-технических работника. В послевоенные годы завод печатал пластинки с матриц общесоюзной нумерации, присылаемых из Москвы, а также отдельных матриц «Bellaccord Electro» 1930-х годов.

С 1947 по 1950 г. студия «Bellaccord Electro» возобновила работу и записала пластинки с номерами заказов от 4059 до 4196, им так же присваивался номер разрешения ГРК. В студии записывались латышские, литовские и эстонские музыкальные произведения в исполнения национальных артистов ( серии записей с литерами Л, Э, L ). Уже в 1947 году выпуск увеличился до 364 тысяч грампластинок. Из года в год наращивался выход продукции: в течение первой послевоенной пятилетки выпуск грампластинок увеличился в 3,6 раза, а за период с 1949 года по 1969 годы ‒ почти в 20 раз.

В 1950 году название «Bellaccord» было упразднено, и на этикетках появилось наименование «Рижский завод» «Rigas skańuplašu fabrikã», и выпуск пластинок с матриц «Bellaccord Electro» был прекращён. Однако их дизайн еще долгое время сохранял память о «беллаккордовских» временах.

В 1957 году Завод освоил выпуск долгоиграющих пластинок.

В августе 1957 года по постановлению правительства Рижский завод «Rigas skańuplašu fabrikã», как производственная компания перешла под эгиду Совета Народной экономики Латвийской ССР (Управление химической и силикатно-керамической промышленности Совета Народного хозяйства Латвийской ССР). И вполне возможно в полном названии было слово «Baltija», которое короткое время использовалось на этикетках.

В 1957 году на студии осуществили реставрацию некоторых записей «Bellaccord Electro» 30-х годов и завод выпустил пластинки под общесоюзной нумерацией.

В 1958 году студию грамзаписи оснастили новым импортным оборудованием, и открыли филиалы в Вильнюсе и Таллине. После этого ежегодно записывалось по 100 и более новых произведений латышских, литовских, эстонских композиторов и исполнителей.

В 1958 году получила название «Līgo» и полное название стало «Rigas skańu ierakstu un skańuplašu fabrikã» «Рижский завод грамзаписи и гампластинок». Переименование было приурочено к национальному празднику Лиго. Это традиционный латвийский праздник в день летнего солнцестояния, Янов день, который аналогичен русскому Ивану Купале. У российских коллекционеров те этикетки принято называть «Чайка» по изображению торгового знака.

В августе 1961 года завод был переименован в «Melodija» (В последствии название Рижского завода было использовано для вновь созданной Всесоюзной фирмы «Мелодия»).

В 1962 году начат выпуск стереофонических пластинок.*

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 23 апреля 1964 г.,завод передан в подчинение Министерства культуры СССР. По приказу Министерства культуры СССР от 11 июля 1964 г. завод включен в состав фирмы «Мелодия» под названием Рижский завод грампластинок Всесоюзной фирмы граммофонных пластинок «Мелодия».

В 1970 году Рижскому заводу грампластинок было поручено освоение производства магнитофонных кассет. Для выполнения этого задания в Таллине был организован филиал предприятия по производству музыкальных кассет, который в 1971 году выпустил первые 200.000 штук, в том числе 180.000 кассет с записью. На заводе была создана собственная полиграфическая база, освоено многокрасочное оформление конвертов, целлофанирование, что позволило поднять качество их выпуска на уровень лучших зарубежных образцов и получить заказы на экспорт. Внедрение автомата для склейки конвертов заменила нудный труд более, чем 50 человек.

К столетию со дня рождения В. И. Ленина была проведена большая работа по выпуску грампластинок «Лениниана в грамзаписи». «Мы относились к ней как к продолжению славных традиций латвийских работников грамзаписи: ведь в первых записях речей Ленина, сделанных в Москве в 1919-1921 гг. участвовали рижский специалисты» ‒ писал директор завода Юрис Камбала. В декабре 1981 года за заслуги в пропаганде достижений советской культуры и успешное выполнение производственных планов Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награждён орденом «Знак почёта».

Продукция реализовывалась в основном в Прибалтике, на северо-западе России, а также в республиках Советского Союза и за рубежом: в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, США, на Кубе, во Вьетнаме.

В 1992 году после развала Советского Союза Рижский завод грампластинок был приватизирован звукозаписывающей компанией «Синтез-рекордс» Александра Кутикова, участника группы «Машина времени» и переименован в производственное предприятие RiTonis. В 1993 году завод выпустил последнюю пластинку, и в 1999 году предприятие объявили банкротом.

В статье использованы материалы:

  1. Atis Gunivaldis Bērtińš. «Latviešu skanuplašu vēsture» (Атис Гунивалдис Бертыньш. «История Латышских грампластинок», часть вторая (1945-2015))
  2. Ольга Дорофеева. «Грампластинки в Риге»
  3. Юрис Камбала. «Рижскому заводу грампластинок 50 лет», журнал «Мелодия» №1 1982 год, стр. 33-34
  4. Википедия
  5. Вебсайт petrleschenco.ucoz.ru
  6. Форум «Моя Рига»

*Информация нуждается в документальном подтверждении


 


Просмотров:

9766 | Загрузок: 0

Рейтинг:

10.00 (1 голосов)

Добавлено:

Andy60 | 20.11.2019 03:57 | Последнее редактирование:  bernikov | 02.02.2022 04:58
 
Найдено: 23 комментариев на 3 страницах. Показано с 1 по 10.
 
[1]  2  3  Вперёд  »»   На страницу: 
 
Автор Комментарий
Роман Пантелюс (Plastmass)
Эксперт
С моментом записи в первые послевоенные годы матриц с номера 4059 до 4196 не согласен, так как эти номера повторяют старые, довоенные матрицы 1936 года!
  21.11.2019 08:28
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Андрей Кулаков (Andy60)
Администратор

Комментарии: 600
Регистрация: 08.01.2017
Имеется ввиду Номер заказа (каталожный номер) НОВЫХ записей. Матричные начинаются с М 5253
В путеводителе написано более подробно. К тому же в это время начали присваивать номер ГРК и он выбит на матрице.
Осталось установить: была ли эта нумерация отдельной или вписывали дополнительную строку в Московскую книгу учёта разрешений ГРК.
Так же выпускают много пластинок с другими спарками, например:https://www.russian-records.com/details.php?image_id=57191, в оригинале каталожный номер 3367
В разделе "Беллакорд (ГПТ)" и "Рижский завод" при нажатии на "№ заказа" формируется список пластинок с увеличением № заказа. Очень удобно смотреть в какой последовательности пластинки выпускались заводом.
  21.11.2019 09:39
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Роман Пантелюс (Plastmass)
Эксперт
Тогда получается по нумерации матриц такая картина:
3001-5013 (1931-1940) "буржуазный" период
5022-5073 (1940-1941) "советский" период
5104-5248 (1942-1944) "немецкий" период
5253-5872 и 1-Э-125-Э (1945-1949) "советский период"
  21.11.2019 13:54
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Андрей Кулаков (Andy60)
Администратор

Комментарии: 600
Регистрация: 08.01.2017
Я только начал изучать этот период с 33 по 44.
Нужно сделать отдельные группы для пластинок сделанных в Эстонии 2198-М 4193
2234-М 4711
Финская серия. S1004- M 3315
S1028-M 4217
Литовская серия 1501-М 4482
1503-М 4479
Как писал Майкл есть ещё Австралийская и Американская серии
и ещё несколько серий симфонической музыки и для пластинок 30 см с обособленными номерами R-1, и М034, и М11281 и др.

Кто нибудь делал разбивку по годам?
На сайте с годами записи не густо - больше пробелов...
Год записи на загружаемые сейчас пластинки ВЕ ставлю пока приблизительно, опираясь на соседние известные.
На форуме вебсайта petrleschenco.ucoz.ru пишут, что на нашем сайте не правильно указаны даты записи песен П. Лещенко.

Конечно всё это касается больше раздела Bellaccord electro, чем раздела Рижский завод. С разделом Bellaccord electro предстоит большая работа по корректировке загруженной информации.
  21.11.2019 15:33
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Роман Пантелюс (Plastmass)
Эксперт
Можно смело отталкиваться в датировке на поиски Георгия Сухно из Польши (очень ценю его работы). Его датировка записей Петра Лещенко на Беллаккорде очень логична!
  21.11.2019 16:44
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Mike G. Jurkevich (mgj)
Редактор
Plastmass писал(а):
5104-5248 (1942-1944) "немецкий" период

Пластинку 4057 (M5249/M5250) тоже туда же.

А еще ведь были и 30-сантиметровые пластинки. Там свои номера -- каталожные типа 25nn и матричные пятизначные (11nnn).

Вообще 1563 стороны "Беллаккордов" всех времен и стран (с описаниями, картинками и звуком) водятся тут: https://audio.lndb.lv/en/bellacord-electro-2/
Только очень уж там неудобно организовано.

Как бы оттуда автоматизированным образом выдрать описания всех этих пластинок?

Собственно, имеется 157 страниц с названиями типа
https://audio.lndb.lv/en/bellacord-electro-2/?pg=N (N=1...157)

На каждой имеется 10 (кроме последней -- там 3) ссылок на страницы с названиями типа
https://audio.lndb.lv/en/80248/

На них картинка, звук и "карточка описания" типа такой
Цитата:
Title: "Karmen" maršs
Alternative title: Carmen
Contributor: Bizet, Georges, 1838-1875, izmantotā oriģināldarba autors
Resource Type: Skaņu ieraksts
Format extent: 1 skpl. : analogs, 78 apgr/min, mono ; 25 cm
Subject: Pūtēju orķestra mūzika || Operas -- Fragmenti, aranžēti
Date issued: [1933]
Publisher: Latvija : Bellaccord Electro
Organization in possesion of the original: Ata Bērtiņa privātkolekcija
Identifier: 3227
Copyright: Nav aizsargāts ar autortiesībām
Access right: Pieejams tīmeklī


(Поле "Identifier: 3227" -- это каталожный номер, он же заказ, а вот номер матрицы они не выписывают, к сожалению.)

Вот извлечь бы это все в один текстовый файл...

Адрес картинки жестко привязан к адресу этих карточек:
https://audio.lndb.lv/en/80248/ (карточка)
https://audio.lndb.lv/collectiondata/80248.png (картинка)
А вот звук сам по себе:
https://dom.lndb.lv/data/obj/file/370320
  24.11.2019 10:39
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Mike G. Jurkevich (mgj)
Редактор
Эстонская-литовская-финская серии -- выделяются только каталожными номерами. Матрицы у них в общей нумерации. Иногда одна и та же матрица выходила в нескольких сериях с разными каталожными номерами (пример с сайта: пластинка с матрицами 3642/3643 шла в латышском каталоге под номером 3312, а в эстонском -- 2105).

Американо-австралийские выпуски -- это совсем отдельная вещь, переиздания без упоминания любых старых номеров.
  24.11.2019 10:53
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Юрий Берников (bernikov)
Администратор
mgj писал(а):
Вот извлечь бы это все в один текстовый файл...

Готово: https://www.russian-records.com/data/board/admin/Bellaccord.xlsx
  25.11.2019 00:35
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Mike G. Jurkevich (mgj)
Редактор
bernikov писал(а):
mgj писал(а):
Вот извлечь бы это все в один текстовый файл...

Готово: https://www.russian-records.com/data/board/admin/Bellaccord.xlsx

Огромное спасибо! С этим уже можно работать.
  25.11.2019 06:55
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
Юрий Берников (bernikov)
Администратор
mgj писал(а):
Огромное спасибо! С этим уже можно работать.

Пожалуйста! Поскольку скрипты для извлечения данных уже готовы, то я собираюсь сделать аналогичные выборки и для некоторых других фирм (Метрополь, Бонофон, Лирафон и др.). Хочу подчеркнуть, что пользуюсь исключительно данными, предоставленные сайтом в открытый доступ.

К сожалению, как Вы и писали, матричные номера у "Беллаккордов" отсутствуют. Единственный способ занести эту информацию - это зайти по каждому линку, считать матричный номер с этикетки и вписать его в таблицу. Это большая работа, и если кто-нибудь за неё возьмётся, то обязательно дайте знать об этом другим, потому что если возьмутся двое или более, то не зная о работе друг друга они будут дублировать сделанное, в то время, как можно было бы объединить усилия.
  25.11.2019 19:14
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
 
 
[1]  2  3  Вперёд  »»   На страницу: 
Комментариев на страницу: 
 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая