указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > Роман Пантелюс > Немного о моей работе звукореставратора старых ...

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


 
 

 

Немного о моей работе звукореставратора старых фонограмм

Роман Пантелюс

Я занимаюсь компьютерной реставрацией старых фонограмм. Эта работа связана с моим увлечением-коллекционированием граммофонных пластинок и записей. Если рассказывать на простом, понятном всем языке, как это делается, то выглядит это так. Вы имеете под рукой грампластинки или уже переписанные фонограммы, это могут быть подчас пластинки или записи низкого качества, они шумят, трещат, мы слышим искаженный звук и другие недостатки, связанные с тем, что пластинки достаточно древние, сохранились далеко не в лучшем состоянии. Всего этого в окончательном варианте, который мы будем слышать на компакт-диске или на сайте, не должно быть. И тогда начинается трудная, даже нудная работа, но такая творческая, по исправлению всех этих технических недостатков. Главное-чтобы окончательный результат моей работы радовал меня самого и людей. Если я работаю со старыми фонограммами на магнитофонной ленте, то к процессу реставрации еще добавляется удаление естественного шипения пленки, устранение провалов, то есть физических выпадений уровней звука, связанных со старением пленки, которая со временем осыпается. Еще можно "вылечить" рваные места, когда пленка была порвана и в записи просто не достает фрагментов. Это тоже исправимо, можно найти подобный фрагмент в другом месте и вставить его в нужный промежуток записи. Если такой же найдется конечно. В общем, много есть всяких профессиональных тонкостей. Главное-хороший, качественный результат. И этот самый "результат" я и подготавливаю для издания на компакт-диске или для размещения в интернете.

Теперь расскажу вам немного о необычных примерах трудной реставрации записей из моей личной практики.

Несколько лет назад в семейном архиве Николая Григорьевича Минха, музыканта утесовского оркестра, я обнаружил редчайшую грампластинку "Контрабандисты". Это мелодекламация под музыку, Утесов читает стихи Эдуарда Багрицкого под аккомпанемент оркестра. Пластинка вышла в конце 1939 года малым тиражом и вскоре была запрещена. Чтобы сохранить эту пластинку, Николай Минх зацарапал ножницами всю сторону пластинки от края и до этикетки и стер надпись на этикетке, чтоб никто не мог прочитать названия. Но я то знал, что коллекционеры в первую очередь смотрят на матричный номер записи, который указан на самой пластинке, сразу после окончания записи, не доходя до этикетки. И я сразу "смекнул", что эта редчайшая пластинка, которой сейчас существует только два экземпляра, один в частной коллекции семьи Минхов, второй в фондах одного из музеев. Когда-то очень давно фирма "Мелодия" использовала эту пластинку для выпуска винилового диска "Памяти Леонида Утесова", и редактор Глеб Скороходов и оператор реставрации Тамара Павлова решили поступить просто-переписали пластинку и задавили все щелчки и шумы, спрятав их в глубину записи. Меня такой вариант никак не устраивал. Поэтому я снова переписал эту пластинку на современной аппаратуре, и уже с помощью ловкости рук и терпения стал вырезать все большие и громкие щелчки, которых было на три минуты звучания такое количество, что не сосчитать-каждый оборот пластинки-щелчок. Дальше последовала аккуратная, легкая очистка записи с помощью программы звуковой реставрации. Результат-чистый сочный звук, готовый для дальнейшей обработки- небольшого шумоподавления и окончательной подготовки к "выпуску звука в свет".

Вот такие "чудеса" порой приходится творить. Но это хоть и трудно, но очень интересное и полезное занятие. Мы возвращаем нашу историю в ее качественном звучании.

Еще можно творить "чудеса", соединяя несоединимое. Например, работая над программой "Песни советского кино", я использовал подлинные фонограммы фильмов, где звучали песни 1930-60-х годов. Как было принято в кино, песни там это не полноценный звуковой материал, звучащий от вступления и до последнего такта, а подчас "рваные" куски куплетов, отдельные фразы или просто пение, звучащее на фоне посторонних звуков или шумов. Из этого всего крайне трудно сделать песню "от и до", целиком, но если найти в фильме и собрать все подходящие фрагменты и умело их соединить в единую фонограмму, то иногда даже сам поражаешься, что это возможно! Среди удачных примеров проведенной мной такой работы, это Лирическая песня из фильма "Моя любовь", спетая Эсфирь Пургалиной в 1940 году, соединенная воедино из 5-6 кусков, находящихся в разных частях фильма.

Теперь познакомлю вас со своей работой на примере реставрации упоминаемой выше пластинки "Контрабандисты" (мелодекламация на стихи Эдуарда Багрицкого в исполнении Леонида Утесова и его джаз-оркестра. Запись 13 августа 1939 года)

На приведенных ниже фотографиях вы увидите изображение самой "испорченной" пластинки, а также анализ звука пластинки до реставрации и после. Также вы можете послушать исходный вариант фонограммы и отреставрированный!

До После

 


Просмотров:

634 | Загрузок: 0

Рейтинг:

10.00 (5 голосов)

Добавлено:

Plastmass | 13.10.2020 00:30 | Последнее редактирование:  bernikov | 13.10.2020 00:34
 
Автор Комментарий
Комментариев пока нет
 
 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая