указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > Говард Фридман > Путеводитель коллекционера по этикеткам грампластинок ...

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


 
 

 

на других языках English


Что остаётся от людей, когда они уходят? Остаётся любовь в сердцах друзей и близких, память, и конечно же их дела, особенно те, которые делались бескорыстно, служа на благо общества, отдавая частичку себя другим! Одним из таких дел Говарда Фридмана было написание "Путеводителя коллекционера по этикеткам грампластинок компании "Граммофон" 1898-1925", которому он посвятил последние годы своей жизни. 11 ноября 2008 года Говарда не стало, но путеводитель есть, и частичка себя, которую он в него вложил, навсегда останется запечатлённой в его строках! К великому сожалению, при жизни автора мы так и не успели выполнить наше обещание – перевести путеводитель на русский язык и разместить на нашем сайте... Но, как говорится, долг платежём красен - предлагаем вашему вниманию перевод предисловия, введения и наиболее интересной для всех участников портала русской главы. И это только начало!

ГОВАРД ФРИДМАН
Путеводитель коллекционера по этикеткам грампластинок компании "Граммофон" 1898-1925

Предисловие и благодарности

В

дохновляющим примером для настоящего труда послужила работа Майкла У.Шермана, который, в сотрудничестве с Уильямом Мораном и Куртом Науком, представил последовательность развития этикеток, применявшихся компанией «Виктор» и ее преемниками. Чувствовалось, что сходные усилия стоило посвятить появлению и эволюции этикеток лондонской компании «Граммофон», ее дочерних фирм и преемников периода акустической записи. Эта работа предпринимает попытку расположить прямо или косвенно известные автору этикетки в подобии хронологического порядка, и показать изменения в цветах, размерах и иных признаках параллельно с причинами и, где это возможно, датировкой этих модификаций.

Насколько я знаю, книги или иного документа, посвященного эволюции и хронологии этикеток компании «Граммофон», ее дочерних предприятий и преемников, никогда не существовало. Мне стало известно, что одно время в архивах фирмы EMI находилась книга, содержавшая все этикетки, использовавшиеся или предназначенные к использованию компанией «Граммофон». С тех пор книга была перемещена в штаб-квартиру EMI и более недоступна для просмотра. Вследствие этого в настоящем труде мы обратимся к этикеткам, виденным нами или ставшим доступными нам в процессе исследования.

Многие из иллюстраций, размещенных в труде, были скопированы с изображений пластинок, выставленных на продажу или аукцион на разнообразных сайтах в Интернете. Поэтому они не всегда представлены в должном качестве. Кроме того, значительное число этикеток было заимствовано из разнообразных публикаций, с глубокой благодарностью и извинениями всем авторам, которые могут высказать возражения, и надеждой, что их широкое распространение поощрит дальнейший рост интереса со стороны сегодняшних или будущих коллекционеров и любителей.

Я искренне благодарен за множество предоставленных мне сведений об этикетках, технологиях, организациях, и исторических фактах, описанных в настоящем исследовании. Помогавшие мне коллекционеры и торговцы со всего мира чересчур многочисленны для поименного упоминания, однако я старался упомянуть основных из них в рамках соответствующих разделов. Среди множества специалистов, у которых я заимствовал изображения или этикетки, назову Серджио Альфонси, Карлоса М.Баллестера, Омара Фачелли, Рэймонда Гласпола, Лоуренса Холдриджа, Райнера Лотца, Курта Наука, Руди Сазуница и Андреаса Шмаудера. Как и во многих трудах такого рода, информация из публикаций, упомянутых в Библиографии, в особенности из «The Record Collector» и «The Hillandale News», стала источником множества важных подробностей. Особой ценностью обладают публикации и иные материалы, предоставленные мне Аланом Келли, посвятившим более пятидесяти лет составлению дискографии более 200.000 записей, сделанных компанией «Граммофон». Надеюсь, что в этом труде я отдал должную дань уважения усилиям его и всех, кто оказал мне содействие. Любые упущения здесь совершенно непреднамеренны.

Примечание редакции: Мы хотели бы воспользоваться случаем, чтобы поблагодарить коллекционеров, чьи пластинки, загруженные на Russian-Records.com, были использованы в данной работе: Дмитрий Головко (г.Междуреченск), Григорий Заваров (г.Дзержинск Нижегородской обл.), Билл Бреслин (Англия), Андрей Алехин (Торонто, Канада), Алексей Кочанов (г. Казань Республика Татарстан), Александр Щеглаков (Москва) - спасибо Вам огромное за Вашу щедрость и бескорыстие! Без Вашего участия Russian-Records.com никогда не стал бы порталом, каковым он является сейчас, на радость всех, кому не безразлична история российской грамзаписи!

Введение

Н

а первый взгляд эволюция и хронология этикеток компании «Граммофон» в эпоху акустической записи представляются необычайно сложными. Эти этикетки не появлялись таким же образом, как те, что применялись компанией «Виктор». Более того, дизайн и печать этикеток «Виктора» сильнее контролировались из центра, чем в компании «Граммофон», печатавшей свои этикетки в различных городах и местностях от Европы до Дальнего Востока, где находились ее шесть или более основных заводов. В отличие от своих современников из «Виктора», этикетки компании «Граммофон» не сменяли друг друга упорядоченными группами более или менее различающихся рисунков – от «Объединенной» до «Цветной» марки.

Различные предприятия Берлинера в Америке (см. ниже) производили записи на плоские диски уже в течение десяти лет, когда компания «Виктор» в январе 1900 года сделала свои первые записи. Инженеры звукозаписи, ответственные за этот труд, были подготовлены лично Эмилем Берлинером; это были те же люди, которые отправились в Лондон в июле 1898 года и позже. Именно они оборудовали студии звукозаписи в Лондоне, Ганновере и других местах Европы, развивали и совершенствовали приемы записи, впервые разработанные Эмилем Берлинером. В их числе были, среди прочих, Фредерик Уильям Гайсберг, его брат Уильям Конрад Гайсберг, Уильям Синклер Дарби и Белфорд Ройял. Не следует забывать, что Эмиль Берлинер отрядил и своего племянника Джозефа Сандерса, лично обучив его процессу обработки записей на покрытых воском цинковых дисках для последующего изготовления пластинок. Уже в апреле 1898 года завод в Ганновере выпускал для продажи готовые пластинки, отпечатанные с матриц, импортированных различными компаниями Берлинера из Соединенных Штатов и Канады. Даже записи, сделанные в Лондоне, более чем на семнадцать месяцев опередили работы компании «Виктор».

Пластинки компании «Граммофон» эпохи акустической записи разделяются на три основных категории. Наиболее ранняя из них – это так называемые «до-этикеточные» пластинки «E. Berliner’s Gramophone», общеизвестные как «Берлинеры» (с 8 августа 1898 года вплоть до декабря 1905). Обычно это диски 7 дюймов в диаметре без бумажных этикеток, где все сведения о записи нанесены в центральной части инженером, его ассистентом, техниками на заводе или группой из этих лиц. В течение короткого времени после июня 1901 года выпускались также «Берлинеры» без этикеток диаметром 10 дюймов.

Вторая группа имеет бумажные этикетки с торговой маркой «Пишущий ангел» (см. ниже в разделе «Марка «Пишущий ангел») и включает как 10-, так и 12-дюймовые пластинки, известные как «G&T» («Граммофон и пишущая машина»; с 10 декабря 1900 по 18 ноября 1907 года) и «GCL» («Компания «Граммофон»; с 19 ноября 1907 по февраль 1909 года) соответственно.

Третья группа носит торговую марку «His Master’s Voice» («HMV», «Голос хозяина») или «DOG» («Собака»), и впервые появилась на выпускавшихся с февраля 1909 по август 1910 года 10-дюймовых пластинках «HMV Concert» или «DOG Concert» и 12-дюймовых «HMV Monarch» или «DOG Monarch». Позднее, с августа 1910 вплоть до окончания акустической эры, около апреля 1925 года, пластинки с этой торговой маркой стали известны как «HMV». Эта группа может подразделяться и более детально, в соответствии с разнообразными признаками, рассмотренными ниже в разделе «Марка «Голос хозяина». Многочисленные варианты и исключения существуют и в рамках этих признаков.

Необходимо также принимать в расчет этикетки, применявшиеся дочерними компаниями, а также различными преемниками. В ряд последних вошла берлинская «Интернациональная компания «Зонофон» после покупки ее компнаией «Граммофон» в июне 1903 года. Впоследствии «ответвлением» этой покупки стала образованная в 1909 году компания «British Zonophone». Мы также включили в работу этикетки общества «Deutsche Grammophon Gesellschaft» - компании, созданной германским правительством после начала первой мировой войны и последовавшей конфискации всего имущества акционерного общества «Deutsche Grammophon Aktien-Gesellschaft», являвшегося немецким филиалом компании «Граммофон». Ряд этикеток также расширен за счет использовавшихся нью-йоркской компанией «Opera Disc», купившей многочисленные металлические оригиналы компании «Граммофон» после завершения первой мировой войны.

Примечание редакции: далее следуют пока ещё не переведённые на русский язык, а посему пропущенные в настоящей публикации главы:
  Исторические сведения
До-бумажные или Берлинеровские этикетки
Бумажные этикетки
Вариации шрифтов и размеров
Торговая марка “Пишущий Ангел”
Торговая марка “Голос его хозяина”
Этикетки пластинок Карузо
Этикетки знаменитостей
Этикетки на иностранных языках

Русские записи 1899 - 1914 гг.

Д

етальная информация о начале действия Граммофоной Компании в Росси описана у Алана Келли (см. Алан Келли. История рождения граммофонной пластинки в России)

Берлинер 20089, 13 апреля 1899 года.
Берлинер 29132, гравированный текст на русском языке. С.-Петербург, конец 1901 года.

Дарби записал этот диск «Берлинер» (справа вверху) в ноябре или декабре 1901 года в С.-Петербурге, однако надпись гласит «Moskau» («Москва»), где жил артист Петр Невский. Матричный номер 1696B виден справа от отверстия диска. Суффиксы, скорее всего, добавлены техником на заводе в Ганновере. Нижние части обоих дисков имеют рельефные надписи кириллицей.

С.-Петербург, декабрь 1901
Москва, январь 1902

Этикети первых 10-дюймовых пластинок. Пластинка справа относится к первому сеансу записи Шаляпина.

Этикетка с латинницей.
С.-Петербург, 1901
REPRODUCED IN HANOVER
Этикетка с кириллицей.
Москва, январь 1902
REPRODUCED IN RUSSIA

Когда компания «Граммофон» начала перепечатывать записи фирмы «Виктор», импортированные из Соединенных Штатов, уже с 1904 года большинство из них изготавливали не только на ганноверском заводе в Германии с этикетками на английском, но и на рижском заводе с русскими этикетками, а после 1907 года – и на заводе в Иври неподалеку от Парижа с этикетками на французском. Пластинка слева имеет тисненую надпись «REPRODUCED IN HANOVER» на обратной стороне, на правой значится «REPRODUCED IN RUSSIA».

Размер 7 дюймов, С.-Петербург, 1902
Размер 10 дюймов, С.-Петербург, 1902

Этикетка слева – прессовка III штамповочной матрицей, имеет всего 85 мм в диаметре. Этикетка впрессована заподлицо в выступающее кольцо, на ней проступает матричный номер 293x-d-z. Пластинка выпущена предположительно после ноября 1902. Диск справа записан Николаем Фигнером в С.-Петербурге в декабре 1901 года, во время второго визита Уильяма Дарби в Россию. Это первая из десяти известных записей Фигнера, удостоившихся красной этикетки «Red Celebrity». Вскоре, около января 1902, за ними последовали первые записи Шаляпина, Собинова, и других великих певцов из России и других стран. Грампластинки, печатаемые с первых штамповочных матриц, изготовлялись на ганноверском заводе. К 1903 году завод в Риге печатал копии с использованием третьих штамповочных матриц этой записи с этикетками на русском языке.

Этикетка внизу – от записи Вари Паниной, сделанной в Москве в марте-апреле 1905 года. Роберт Кенц, чье имя обозначено кириллицей снизу от этикетки, до 1917 года был крупным московским торговцем граммофонами. Подкова была его эмблемой. Будем надеяться, что его судьба сложилась лучше, чем показывает эта подкова, из которой «утекла» вся удача!

С 1902 года, когда был закончен пластиночный завод в Риге, все записи, сделанные в С.-Петербурге, Москве и других местах Российской империи, тиражировались здесь. Они обозначались торговой маркой «Пишущий ангел» и фразой «REPRODUCED IN RUSSIA» на обратной стороне. Для всех надписей в нижней части этикетки, кроме каталожного номера, применялся русский язык. На английском остались лишь надпись вдоль верхнего полукруга и информация о языке, инструменте или голосе по сторонам от центра этикетки.

Надпечатка завода в Риге, 1902 Г.
Надпечатка на русском, 7 ноября 1909 г.
Запись Карузо 27 декабря 1910 г., обозначения на русском

Дарби руководил записью первых 12-дюймовых пластинок в России в начале 1903 года. Этот диск, GM 022000 (на иллюстрации внизу), был первой и единственной записью Николая Фигнера на 12-дюймовых пластинках. Матричный номер 1y виден у нижнего края зеркала диска. Содержание матричных номеров от 2y до 8y неизвестно, возможно, это последующие, но неудачные записи Фигнера. Эта пластинка не получила статуса «Красной этикетки»; чести быть включенным в число 91 подобного диска фирмы «Граммофон и пишущая машина» размера 12 дюймов удостоился лишь Андрей Лабинский. Обозначение CO. подкрепляет утверждение Алана Келли, что этот диск выпущен в июне 1903 года.

Единственная запись Фигнера на 12-дюймовой пластинке

Российский филиал компании «Граммофон» обладал значительной степенью самостоятельности относительно различных правил и распоряжений, исходивших из Главного правления компании в Лондоне. Иллюстрации внизу свидетельствуют, что в декабре 1910 года завод в Риге все еще продолжал использовать первоначальный дизайн этикетки, от которого остальные филиалы отказались двумя годами ранее. Заметьте, что обозначение компании в центре этикетки указывает, что диск изготовлен в Риге, как и большинство других.

Русская этикетка Concert старого образца.
Москва, 27 января 1910 г.
Все надписи на русском.
Москва, 6 февраля 1910 г.

По причине полу-самостоятельных действий завода в Риге мы не можем с точностью определить, когда происходили различные изменения в российских этикетках. Похоже, что они распределяются по категориям, параллельным эволюции других этикеток компании «Граммофон». Так, те из них, которые выпущены до завершения строительства завода в Риге в 1902 году, и имеющие надписи или надпечатки на русском языке, аналогичны оригинальным этикеткам компании «Граммофон и пишущая машина» (Gramophone & Typewriter, G&T) и имеют более или менее общий дизайн, за исключением языка, на котором дается название произведения, а иногда и имена исполнителей.

С.-Петербург, 1908 г.
Москва, 28 января 1910 г.
Российские этикетки Monarch старого образца

Сложно определить, когда завод в Риге начал использовать этикетки с цветным изображением купидона. По вышеописанным причинам, это могло произойти после февраля 1909 года, когда компания «Граммофон и пишущая машина» ввела на своих этикетках торговый знак «Голос его хозяина». Две иллюстрации вверху показывают типичные этикетки старого образца, использованные в сентябре 1911 года, более двух лет спустя после распоряжения ввести марку «HMV» для всех последующих выпусков пластинок компании «Граммофон».

Диск диаметром 7 дюймов (илл. справа внизу) записан Францем Хампи. Отметим, что этот каталожный номер (2-24312) был использован еще дважды для 10-дюймовых пластинок, записанных в 1913 и 1914 годах Фредом Гайсбергом. (названия, матричные номера, места и даты записи соответственно “Серенада четырёх кавалеров одной даме” (2795k, Петербург, 1906) , “Paul Pinna, Alfred Sällik - Löbus lesk: Naiste marsh” (18077b, Таллин, 31-10-1913) и П.Ф.Жуков и П.Д.Орлов – Казачёк, 18730b, Петроград, 27-11-1914). Это редчайший, если не единственный случай в истории Граммофонной Компании, когда один и тот же каталожный номер использован трижды). В каталоге Алана Келии, так же, как и у нас на сайте повторные каталожные номера сопровождаются одинарной (') или двойной (") кавычками – прим. редакции). 10-дюймовая пластинка справа внизу записана Францем Хампи во Львове, Галиция. Русинский – древний восточнославянский язык, распространенный в Великом княжестве Литовском и позднее на восточнославянских землях Речи Посполитой.

С.-Петербург, декабрь 1906
Львов, 19 ноября 1909
Москва, 6 февраля 1910 г.

Этикетки на русском языке, использовавшие дизайн компании «Граммофон», применялись вплоть до русской революции 24-25 октября (6-7 ноября по новому стилю) 1917 года. По-видимому, рижский завод был довольно независим в использовании этикеток. Одна и та же запись часто встречается с этикеткой типа G&T старого образца, а затем с этикеткой с амуром, как показано выше. Эта запись сделана в Москве примерно через год после того, как большинство из отделений компании «Граммофон» перестали использовать этикетки G&T. Русский вариант этого типа применялся еще в 1911 году, как показано ниже.

Париж, Июнь 1908 г.
Москва, 5 февраля 1910
Москва, 6 февраля 1910 г.
Русские этикетки периода до «Пишущего Амура».

Крайняя справа пластинка выпущена вскоре после изображенной в центре. Все шесть показанных выше [и ниже] этикеток демонстрируют необычайно позднее применение этикеток типа G&T. Особенно необычна красная этикетка пластинки Смирнова, так как этот цвет – «Red Celebrity» - перестали использовать еще в 1906 году. Более того, качество краски на таких этикетках очень низко, и она легко смывается водой.

Л.В.Собинов
27 февраля 1911 г.
Ф.И.Шаляпин
Рига, 30 сентября 1911
Д.А.Смирнов
9 октября 1911 г.

Пластинки с этикетками с изображением купидона, показанные ниже, выпущены в период до введения торгового знака «HMV» - с 19 ноября 1907 по февраль 1909 года. Это время в российском производстве пластинок, записанных компанией «Граммофон», можно назвать периодом «до амура» по аналогии с т.н. периодом «до собаки» для большинства остальных стран. Отметим различие в надписях над купидоном, так же как и разное местоположение сведений о компании, и одиночное или двойное воспроизведение каталожных номеров. Похожие отличия находим и на этикетках GRAMOPHONE MONARCH RECORD и MONARCH RECORD “GRAMOPHONE”, показанных ниже.

На этикетке пластинки внизу, записанной в 1908 году, английское обозначение компании «Граммофон» под торговым знаком закрыто штампом, а надпечатка по-русски помещена над изображением купидона.

Многие вокалисты, записывавшиеся в Москве или Санкт-Петербурге, особенно после введения марки с купидоном, пели на русском или итальянском языках. Записи на русском выпускались с этикетками на русском языке, а итальянские получали этикетки на английском. Эти этикетки использовали общий дизайн G&T, включая контурное изображение торгового знака «Пишущий ангел».

Этикетки «HMV» так и не были признаны подходящими для русского рынка. Видимо, в России существует известная поговорка «Поет как собака». После общего для всех стран периода этикеток «Граммофон и пишущая машина» здесь использовались этикетки с ангелом, примерно соответствующие общему типу «G&T», хотя, конечно, они не были буквально одинаковыми; такое положение продолжалось до 1911 года. Затем, а, возможно, и одновременно, применялись этикетки с полноцветным воспроизведением первоначальной марки Теодора Бирнбаума «Пишущий ангел» и надписью “Gramophone Concert (или Monarch) Record” вдоль верхнего края. Наконец, остановились на показанной ниже этикетке «Пишущий амур», которая продолжала использоваться вплоть до революционного времени, когда все производство грампластинок в России прекратилось на несколько лет. Эти этикетки, которые принято называть «Русский «амур», являются этикетками компании «Граммофон», то есть соответствуют периоду «до собаки»; ведь марка «HMV» была лишь торговым знаком, а не фирмой, хотя огромная эмблема и была установлена над фабрикой в Хейсе, графство Миддлсекс, в 1911 году. (courtesy of Raymond Glaspole)

А.В.Нежданова
Москва, 24 апреля 1912 г.
Л.М.Клементьев
С.-Петербург, сентябрь 1909

Иллюстрации слева и в центре показывают, как этикетки периода «до амура» и «Пишущий амур» применялись для пластинки с одной и той же записью. Оба диска имеют интересный матричный номер 2607½c.

Русское православное духовенство возражало против использования торгового знака с названием «Пишущий ангел», так как такой продукцией торговали и пользовались иноверцы, то есть евреи и мусульмане. Соответственно, маркировка была изменена на полноцветного «Пишущего амура». Видимо, она впервые появилась в то же время, когда компания «Граммофон» изменила свои этикетки на т.н. тип «до собаки». Когда в феврале 1909 года правление компании в Лондоне заменило «Пишущего ангела» на «Голос хозяина», на русских этикетках пластинок обоих размеров стало значиться AMOUR GRAMOPHONE RECORD. Так было вплоть до революции октября 1917 года, когда все следы этикеток компании «Граммофон» постепенно исчезли, сменившись на этикетки исключительно российского происхождения.

Пластинка слева внизу была записана в С.-Петербурге в середине 1902 года и напечатана на недавно запущенном заводе в Риге. Это оттиск с первой штамповочной матрицы, носящей номер 184z, на обороте диска надпись REPRODUCED IN RUSSIA. Диск справа записан Дмитрием Смирновым 28 мая 1912 года. Обратите внимание на наклейку АМПРА (Агентство механическо-музыкальных прав).

Как известно, слово «амур», обозначающее языческого купидона, в отличие от иудео-христианского «херувима» или «ангела», было принято после того, как православная церковь выступила против использования религиозного символа на светской пластинке, к которой могли прикасаться евреи и мусульмане. Это интересное противоречие, поскольку «русский купидон» первоначально был создан немецким евреем Теодором Бирнбаумом, имевшим в виду языческий символ! В настоящем тексте термин «купидон» используется для обозначения этикеток с цветным изображением пишущего ангела, но без слова «АМУР» на этикетке.

Владимир Касторский, декабрь 1906 г.
Антонина Нежданова, Москва, 24 апреля 1912 г.

Весьма вероятно, что сегодня российские специалисты и множество дилеров называют «Амурами» все этикетки, имеющие изображение купидона. Отметим, что этикетки с цветным купидоном и обозначением Amour Gramophone Record имеют русскую надпись «Пишущiй Амуръ», находящуюся под торговым знаком. Эти слова присутствуют лишь на этикетках с обозначением «Amour», и поэтому на этикетках, показанных ниже, их нет.

Мария Михайлова, июнь 1906 г.
Николай Шевелев, сентябрь 1908 г.
Этикетки «Concert» с купидоном
«Амур» Monarch 022161
Москва, 2 июня 1910 г.
«Амур» Monarch 07923
Лондон, 1909 и 1912 г.

Записи Фигнера, показанные ниже, вероятно, были сделаны в декабре 1907 года и выпущены на двухсторонней пластинке. Отметим, что эти две этикетки имеют не совсем одинаковые цвета. Еще до выпуска этикеток «Амур» существовали этикетки с купидоном, которые можно сравнить с этикетками компании «Граммофон» периода «до собаки».

Диск слева внизу был записан Фредом Гайсбергом в Москве в 1907 году. Диск справа записан в Санкт-Петербурге Францем Хампи 5 февраля 1911 года. Обе пластинки были выпущены с этикетками образца «до амура».

Оба диска, показанных ниже, были записаны в Москве перед началом первой мировой войны, а напечатаны, вероятно, после революции октября 1917 года.[...]

G.C.-022140
2 июня 1910 г.
«Купидон» 022246 30 октября 1911 г.

Компания «Граммофон» была не единственной звукозаписывающей фирмой, использовавшей ангела или херувима в качестве торгового знака. На этикетках «Сирена» и «Russian Gramophone Company», помещенных ниже, также присутствуют крылатые персонажи и амуры. Отметим, что название Русского акционерного общества граммофонов, известного как РАОГ, соответствует обозначению компании по-английски на этикетках внизу.

Сирена Грандъ Рекорд 10150
РАОГ 1919/20
Купидон, он и в Африке купидон…

Оба диска, помещенных выше, содержат одну и ту же запись, сделанную Антониной Неждановой в Москве 27 января 1910 года. Использование дизайна этикетки компании «Граммофон» периода «до собаки» в это время более чем необычно, но и не единично.

Маттиа Баттистини
«Амур», 10 дюймов, 2 июня 1913 г.
И.В.Грызунов
«Амур», 12 дюймов, 24 января 1910 г.

Когда завод в Риге ввел в обращение этикетку «Пишущий амур», каталожные номера дисков диаметром 10 и 12 дюймов начали различать префиксами «С» и «М», обозначавшими, соответственно, пластинки «Концерт» и «Монарх», как показано выше. В октябре 1913 года было решено переиздать полный каталог русских записей компании «Граммофон» на двухсторонних пластинках. Эти диски выпускались тремя сериями, обозначавшимися кириллическими «Р», «В» и «Н». Первые две серии содержали 10-дюймовые пластинки с этикетками синего и темно-зеленого цвета, в третью вошли 12-дюймовые пластинки с темно-зелеными этикетками. Нумерация серий начиналась с Р 1, В 2000 и Н 9000 соответственно. На этикетках продолжали значиться каталожные номера старых односторонних пластинок, как показано ниже. Все эти (значительная часть?) записи происходили из каталога более дешевой марки «Зонофон».


Русский перевод: Алексей Петухов.

 

Просмотров:

29719 | Загрузок: 0

Рейтинг:

9.26 (15 голосов)

Добавлено:

bernikov | 29.01.2010 02:41 | Последнее редактирование:  bernikov | 15.04.2018 19:39
 
 
Автор Комментарий
archive_2
Участник

Комментарии: 99
Регистрация: 05.06.2009
хм..
Очень интересно. сколько оказывается мелких различий, как-то не обращал на это внимание, жаль что про ранние записи маловато информации...
  14.02.2010 11:25
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
valerjan
Участник
Интересно, как самостоятельно и самовольно действовало русское отделение компании, создаётся впечатление, что руководилось всё именно из России, где свои правила и законы, которые могут выглядеть как их отсутствие . Может мы чего-то не допонимаем?
  26.10.2014 18:30
Offline Профиль пользователя Послать сообщение участнику    
 
 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая